Народное хозяйство

  • Печать

Общество - огромный организм, а организм надо начинать строить с системы энергетического и материального обеспечения. В человеческом организме такую роль выполняют система пищеварения и дыхательная система.  В обществе этим занято народное хозяйство (далее – хозяйство). Конечно, можно с натяжкой назвать хозяйство экономикой или бизнесом, но это не одно и то же. Хозяйство – деятельность, направленная на удовлетворение потребности общества в товарах и услугах. Бизнес  - деятельность, направленная на получение максимально возможного количества прибыли субъектом бизнеса.  Экономика – совокупность хозяйства и обслуживающих его (или паразитируемых на нем) финансовых институтов в рамках какой-то условной системы (государства, региона).

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

Центральным узлом хозяйственной деятельности являются деньги, которые должны выполнять положенные им пять основных функций. Не буду разжевывать,  что есть нынешние деньги в абсолютном  большинстве стран. По большому счету это НЕ ЕСТЬ деньги,  их суррогат, причем крайне некачественный, с большими трудностями он выполняет две функции денег, выполнение остальных эпизодично и крайне нестабильно. Процентные деньги в самой формуле своего выпуска и погашения содержат неразрешимый математический парадокс, когда сумма к погашению всегда будет превышать сумму денег в обороте. Этот парадокс рано или поздно приведет к переходу имущества тех, кто использует такие деньги к тем, кто их выпускает. Кроме того он с вероятностью 100% периодически приводит к системному кризису долгов всю денежную систему, что парализует хозяйство.

Уже давно, лет пять назад, мне попалась статья о безпроцентных деньгах (а процентные деньгами, как мы поняли, и не являются).  В ней обсуждались идеи Сильвио Гезеля на основании его книги «Естественный экономический порядок».

Для любознательных вот статьи, в конце сама книга.

http://www.zlev.ru/65_50.htm

http://malchish.org/lib/economics/kennedi_bez_procentov.htm

http://depositfiles.com/ru/files/sk08fi5xl

Тем, кому многа букф, вкратце сущность идей. Деньги – это промежуточный товар/услуга в обороте. Они имеют двойственную природу (прям как излучение :)): это и товар, и услуга эмитента, за которую взимают плату. Ныне ссудный процент является платой за пользование деньгами. Для безпроцентных денег такой платой есть снятие части суммы от имеющихся в наличии в конце определенного периода, например, месяца. А платит тот, у кого на руках деньги в конце этого периода. Разница – там насчитывают сверху, здесь – процент от суммы в наличии, т.е. больше чем есть никак не снять. Пользоваться деньгами после начала этого периода можно лишь уплатив часть стоимости этих денег. Например, плата за деньги в месяц = 1%. Если в конце месяца на руках у вас осталась 1000 грн, то купить колбасы в магазине в следующем месяце вы можете только если заплатите 10 грн из этой тысячи для «активации» этих 1000 грн. Если же вы купите  колбасы на 1000 грн до конца месяца, то эти 10 грн в следующем будет платить магазин. Это во-первых, убирает мат. парадокс, во-вторых, связывает руки спекулянтам, т.к. «придержать» деньги не очень будет выгодно. В третьих, сильно повышает скорость оборота денег, т.к. все стараются «избавиться» от излишних денег, чтобы не терять их ценность, а чем быстрее денежный оборот, тем выше полезность денег. В четвертых, это налог (или плата за услугу) государству, размер которого довольно велик, а взимание не трудоемко, что позволит сократить большинство налогов и разогнать к чертям собачьим направить на полезную работу большинство мытарей и сопутствующих им служб. И социальная справедливость сохраняется: чем больше у тебя денег, тем больше ты платишь. Если сейчас эти огромнейшие ресурсы получает в виде инфляции (та же плата, но гораздо выше 1% и завуалированная для большинства людей) международная мафия, то здесь эти ресурсы пойдут государству.  Кредиты безпроцентные, банки взимают плату за услугу кредита, размер платы за кредит ограничивается законодательно. Да и невыгодно банкам держать деньги у себя, они сами будут искать кому бы их одолжить поскорее.

Организовать это технически на нынешний момент проблем не составляет. С безналичными деньгами совсем все просто, там плату за деньги можно взимать хоть каждый день, все делается машиной и человеческих ресурсов почти не требует. В наличными – можно менять купюры каждый месяц. Но проще для людей сделать купюры большого номинала (например, от 20 грн) с информационной полосой, на которой будет записан ИД этой банкноты. На кассах сделать считыватели (будут дешевые, в районе 200 грн), которые будут обращаться в центральную базу данных и предоставлять информацию о активности банкноты и стоимости ее активации. На поддержку центральной базы данных нужен будет не особо мощный кластер, ведь сама база будет состоять всего из 1-2 таблиц. Информационный канал не будет забит – запрос и ответ будут весить всего несколько байтов. Практически это будет выглядеть так: вы пришли в магазин, даете 50 грн, считывают, за эту банкноту 3 месяца не взималась плата (купюра просто лежала в заначке). Для активации нужно уплатить 1,5 грн, эта сума будет вычтена из сдачи. Если же, например, купюра была в заначке более 100 месяцев, то вы не потеряете более 50 грн: вы просто не сможете ею пользоваться, пока не заплатите положенную плату. А если она более 50 грн, то купюру можно просто выбросить. И еще можно ввести обязательную заменю купюр, которые «отходили» эти 100 месяцев (отбили платой всю свою стоимость). Если денег много или копите на крупную покупку, можно отдать их банку, процент вам капать не будет, но и уменьшаться сумма не будет тоже.

Проведенные эксперименты в разных городах давали неожиданно позитивные результаты такой денежной системы.

Теперь как приравнивать разные валюты друг к другу? Думаю, лучшим мерилом есть количество валюты, за которое можно в стране этой валюты купить определенный пакет товаров и услуг. Этот пакет утвердить на международном уровне. Например, в пакет должны входить первоочередные продукты питания, медицинская помощь и медикаменты, обучение, жилье, одежда, стоимость рабочей и боевой силы разных групп квалификации, оружие определенного класса, транспорт определенного класса (или стоимость транспортировки?), основное сырье и энергоносители (их эквиваленты в энергетических единицах). Более подробно количественный и качественный состав пакета и единая методика расчета будут определены специальными комиссиями. Таким образом, чем выше будет обеспечение страны этими базовыми товарами и услугами, чем дешевле и проще их будет достать, тем выше будет стоимость ее валюты. Этот пакет с развитием технологии и сменой актуальности видов ресурсов будет пересматриваться. Для национальных банков не составит труда рассчитать стоимость своей валюты – это будет реальная цифра, основанная на реальных показателях, которые можно проверить, а не гадание на кофейной гуще. Это реальная формула расчета стоимости валют относительно друг друга, которая подбивается на калькуляторе.

Такое видение денежной системы я вижу наиболее передовым и справедливым.


СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Благодаря плате за деньги большинство нынешних налогов можно будет упразднить. Конечно, разные налоги могут быть, но самым большим кошмаром для плательщиков есть налог на прибыль, НДС и отчисления из заработной платы. Именно на расчете этих налогов сосредоточено 99% всей учетной работы по налогообложению. Сложность, запутанность и взаимоисключающие параграфы правил налогообложения этих налогов делают процесс расчета делом очень малоприятным. Кроме того, практически невозможен полностью правильный расчет и заполнение отчетности, даже если вы хотите заплатить все по честному.

Итак, общие принципы налогообложения. В Украине недавно принят налоговый кодекс. По количеству ошибок и невнятности изложения книга Гиннеса плачет. Налоговый кодекс должен разрабатываться не 4 месяца, а только теоретическая часть года 2-3. Потом обкатка на предприятиях разных видов деятельности года 2-3. Кодекс утверждается, изменения вступают в силу через год-два. За эти год-два готовится обновление ПО разными разработчиками, параллельно ведется переобучение учетного и налогового персонала. Потом вводится. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ НАЛОГОВ/СБОРОВ И ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО НИМ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПОРЯДКЕ. В обычном законодательном порядке могут быть изменены лишь ставки, пределы налогов. Менять методику расчета можно лишь с заменой конституции, а ее возможно менять лишь при согласии референдума. Все методики расчета вместе с текстовым изложением должны быть представлены также в табличном виде, а в электронном варианте - с поддержкой гипертекстовых ссылок на все что можно. Если методика в текстовом и табличном виде различается – плательщик налога может трактовать  любой вариант в свою пользу.

Налог на прибыль. Сейчас как правильно его рассчитать на конкретном предприятии не объяснят даже авторы и разработчики действующего законодательства. А сделать по большому счету все довольно просто. Методика расчета следующая: в налоговые доходы идут все бухгалтерские доходы, в налоговые расходах административные, сбытовые и прочие операционные расходы ограничиваются определенным процентом соответственно виду деятельности.  Вот и все.

НДС. По большому счету от этого мутного налога нужно уйти совсем.

Отчисления на заработную плату. В принципе, методика удовлетворительная, но основная проблема – постоянное изменение ее. При выполнении общего условия на запрет изменения методики расчета без изменения конституции и референдума за год почти все проблемы с ПО и персоналом будут решены.


НАЦИОНАЛЬНАЯ БИРЖА

Сейчас для честного человека при ведении хозяйства одна из главных помех – трудно найти где купить и кому продать.  Вся информация клочками, обрывками. То, что тебе нужно, может быть на соседней улице. Тот, кто хочет у тебя купить, может быть в соседнем дворе. Предприятие, которому ты нужен, может быть в двух остановках от тебя. Нужный тебе специалист может быть тем мотоциклистом, который каждое утро тебя обгоняет. Но вы никогда не найдете друг друга, ибо на лбу не написано. У крестьянина сгниет урожай на складе, а магазин в городе за 10 км. возит продукты дороже и хуже со складов за 100 км. Выход – посредники и биржи. Но там почти все сплошь и рядом паразиты. Скупают у производителей за копейки, продают покупателям втридорога. Вся их работа – знать пару точек да скрывать информацию. Вот так картошка у крестьян берется за 50 копеек, в магазин идет за 5 гривен. Вы берете за 6 гривен. Машину с завода купили за 20 000 гривен. В салон продали за 50 000 гривен. В салоне вы купили за 55 000 гривен.  Кому пошли почти все деньги?

Выход – создание Национальной биржи, через которую в перспективе должна идти вся оптовая и внешнеэкономическая торговля. Постепенное вытеснение всех частных лиц из оптовой торговли и установка государственной монополии на оптовую торговлю.

Постепенное сращение структур Национальной биржи с органами статистики, что позволит добиться крайне качественного прогнозирования хозяйственных процессов и заблаговременно нарастить или снизить мощности производства, произвести переквалификацию кадров, подготовить нужных специалистов с прицелом на дальнюю перспективу.

Услуги Национальной биржи должны тарифицироваться в зависимости от отрасли и формы собственности, при этом биржа в большинстве случаев должна выступать не как посредник, а как консультант по поиску поставщиков или покупателей с указанием цен, количества запаса/спроса, расчетом логистики вплоть до автоматического полного документального и юридического сопровождения сделки. Большинство функций по поиску вывести в онлайн-доступ.

Таким образом мы практически полностью вытравливаем такое вредное явление как паразитарное посредничество, что снизит стоимость товаров и услуг очень значительно. Кроме того, при выходе системы на нужную мощность и при работе с ней большинства субъектов хозяйствования мы получаем прекрасный инструмент для расчета макроэкономических показателей и прочих выборок для принятия решений. Это позволит очень быстро реагировать как государству, так и всему народному хозяйству на вызовы, а также их прогнозировать. Система позволит строить в реальном времени разные тренды. Мы с высокой степенью достоверности сможем просчитать в каком регионе какой продукции или специалистов нужно больше, а где через 5 лет будет недостаток или избыток их. Т.е. мы сможем начать принимать меры еще до того, как ситуация произошла. Учебные заведения могут планировать набор студентов исходя из рассчитанных потребностей. Это может убрать проблему отсутствия работы у молодых специалистов. Со временем методы прогнозирования на основе системы будут обкатаны до уровня очень высокой степени точности прогноза . Развитие производства тогда можно будет планировать очень точно, мы перестанем производить то, что нам не нужно,  а сейчас из-за этого огромный перевод ресурсов.

Также Национальная биржа дает возможность государственного регулирования хозяйства «мягкими» методами, поощряя, например, производство «чистых» продуктов высокими закупочными ценами, и угнетая производство «химии» низкими. А также есть возможность быстрого привлечения средств в нужные отрасли.

Также прибыли от работы национальной биржи будут просто колоссальными, даже если она будет работать с минимальной маржей. Это наполнит бюджет огромным количеством ресурсов без налоговой нагрузки, что позволит реализовывать крупные проекты. Раньше вся эта прибыть расходилась паразитам на лексусы и майбахи, а так мы сможем сделать кучу полезного на эти деньги.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Земля дается в собственность только гражданам СССР, РФ, Украины, Белоруссии во третьем и более поколениях. Также земля сельскохозяйственного значения дается в аренду на срок до 50 лет, причем для жителей района – в 2 раза дешевле. Для жителей района во втором и более поколениях – в 2+количество поколений раз дешевле, но не более чем в 10 раз.

Сезонные безпроцентные кредиты даются на срок не менее 1 года.

Новым субъектам сельского хозяйства предоставляется освобождение от налогов на первые 2 года и значительные налоговые льготы при условии производства «чистых» продуктов питания, также они получаю преимущество на Национальной бирже. Национальная биржа ОБЯЗАНА выкупить продукцию сельского хозяйства, если она была заявлена к продаже в начале сельскохозяйственного  сезона, по цене не ниже среднерыночной в количестве не менее заявленного.

ПРИНЦИП РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Для перехода от мегаполисов и уродливой урбанизации к экологическим и родовым поселкам народному хозяйству постепенно надлежит переходить к принципу распределенных производств. Это предполагает территориальное размещения большого предприятия в нескольких населенных пунктах. Это повлечет за собой некоторое усложнение управления и логистики, но преимущества такого способа хозяйствования оправдают себя сторицей. Вот часть из них:

- люди будут жить на природе;

- расходы на транспортировку и проживание рабочей силы упадут значительно;

- время транспортировки рабочей силы сократятся в среднем на 1-2 часа в день, т.е. человеку нужно будет добираться до работы и с работы не 2-3 ч. в день, а 15-30 минут. Экономия времени за месяц в среднем 30 ч на каждого работающего человека;

- люди будут жить в отдельных домах, а не квартирах, значительно проще решаться будет жилищный вопрос, что очень быстро и положительно скажется на демографии;

- в большинстве решается проблема свалок – в небольших поселениях природа будет успевать перерабатывать отходы;

- огромная экономия расходов на ЖКХ;

- огромная экономия вследствие значительного снижения заболеваемости – люди на природе болеют значительно меньше;

- возможность быстро переквалифицировать производства: переквалифицировать цех намного проще, чем целый завод;

- значительная экономия на транспортировке продуктов – поселки сами себя будут снабжать продуктами, они будут заведомо свежее и выше качеством, ведь покупать их будут у знакомых людей;

- в поселках по 1000-5000 человек практически невозможна уличная преступность, вероятность безпризорничества значительно уменьшается;

- в небольших поселках будет отсутствовать атомизация общества – наоборот сплочение в отличие от мегаполисов;

- в таких поселках будет значительно проще организовать народное самоуправление на практике;

- люди в таких поселках будут чувствовать себя значительно лучше, чем в мегаполисах, вследствие чего будут значительно более творчески подходить к производственным задачам;

МАССОВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНЫХ СБОРНЫХ ДОМОВ

Уже давно созданы технологии и материалы, которые позволяю возводить современное жилище для людей по смешной стоимости. Двухэтажный коттедж на 150-200 кв.м. вполне может обойтись новым хозяевам в 15-20 тысяч долларов и сроком постройки под ключ в 1-2 месяца. Даже если построить всем семьям России деревянные дома по 150-200 кв.м., то нужно будет срубить всего 1 % взрослых деревьев только Иркутской области.

Если делать дома в заводских условиях, сразу с отделкой и панельной облицовкой, то стоимость их за счет массовости и значительного сокращения трудозатрат будет просто смешной в сравнении с традиционными, а тем более с «евро» технологиями. Сборными могут быть и деревянные срубы, заранее пропиленные на заводе, собирающиеся как конструктор, облицованные готовыми панелями, которые нужно только прикрутить

Косметический ремонт такого дома займет 2-3 дня при больших перекурах: нужно будет лишь отвинтить старые и привинтить новые панели. Разработанные типовые дизайнерские решения позволят производить качественный и красивый ремонт целого коттеджа за 1-2 тыс. долларов.

Государственная программа на распространение и популяризацию таких жилищ в кратчайшие сроки позволит решить жилищный вопрос. Мы сможем в считанные месяцы возводить целые города за смешные деньги.

ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

В общем и целом я полагаю, что задачи по хозяйству будут выполнены, когда наше общество будет иметь все необходимое, а работать нам нужно будет не больше 2-3 дней в неделю. Остальное время мы сможем потратить на развитие, общение, игры и отдых.

Нужно ввести госплан и пятилетки. Как показала практика, частники очень хорошо справляются с управлением небольшими хозяйствами (вкладывают душу), но совершенно некомпетентны на крупных и сложных предприятиях. Говорить, что частник, отлично управляющий ларьком или небольшим цехом, также хорошо справиться с заводом, так как это та же экономика все равно что заявлять, что кочегар так же легко управиться с реактором, так как там тоже что-то горит. В то же время гос. чиновники и специалисты очень неплохо руководят большими предприятиями, т.к. всю жизнь в этом вертятся, часто начинают простым рабочим, знают весь процесс и очень хорошо материально мотивированы в успехах, но очень плохо управляют небольшими хозяйствами, ибо им банально скучно и они не сильно заинтересованы в результатах. Вывод самый простой: государству должны принадлежать крупные и сложные хозяйства, в частном владении – небольшие и средние хозяйства и предприятия. Основную часть ВВП при этом будут выпускать эти самые небольшие и средние. В такой ситуации государственные крупные предприятия будут как бы каркасом, скелетом народного хозяйства, задающим направление и являясь точкой опоры. А частные небольшие предприятия – это мышцы, обрастающие вокруг тех самых костей, дающие силу всему организму народного хозяйства.

Нужно ориентироваться не на мировое распределение труда, а на самодостаточное хозяйство. Поэтому политика протекционизма приветствуется. При необходимости – закрытие границ. Запрет на ввод некачественных товаров. Почему,  интересно, я должен конкурировать с китайцем, который готов целый день махать лопатой за миску риса, живя в тростниковой избе? Конечно, моя продукция будет заведомо дороже китайской, ведь у нас холода, и жить за миску риса мы не согласны, и экологические нормы соблюдать будем, а не сливать в реки отходы; но почему я должен нести из-за них убытки и быть безработным на моей земле, имея огромные ресурсы и богатства? Потому покупать нужно не то, что дешевле, а то, что у нас пока нет или неудовлетворительного качества. Например, не покупать китайские игрушки, вещи – шить свои. Но если у нас слабый автопром (пока), то зачем поддерживать устаревшие ланосы и сомнительного качества Жигули, вводя запредельные пошлины на современные автомобили?

Нужно полностью менять силовые установки на основании тепловых машин. Это технологии не прошлого, а позапрошлого века. Дизеля и двигатели внутреннего сгорания уже давно можно и нужно заменить на электротягу. Способы же получения очень дешевой элетроенергии и ее хранения описаны очень много где. Уже куча всяких разработок – нужно только довести до ума и внедрять. Переход на почти дармовое топливо очень сильно снизит стоимость товаров и услуг.

Необходимо большие усилия науки направить на создание эффективных двигателей для межпланетных перелетов. Я говорю о гравитационных двигателях. Текущие реактивные двигателя позволяют, конечно, добраться до ближайших планет, но про хозяйственное их использование не может быть и речи. Первейшая цель космической экспансии – Луна, там есть огромные залежи Гелия 3, прекраснейшего топлива для ядерного синтеза. При синтезе Гелия 3 практически не выделяется радиация, особенно радует отсутствие нейтронных потоков. Если мы доберемся до Гелия 3, то все энергетические потребности человечества на ближайшие тысячелетия будут решены. Энергия будет стоить сущие копейки.