Кооперативное движение в 1930-1950х годах

  • Печать

История СССР 30-50 годов вообще очень интересна и мало известна, несмотря на относительную близость по времени.
Много таких мифов существует, которые рассыпаются при первой попытке хоть какого-то изучения.
В 40-50 годы больше половины жилья строилось людьми на свои средства. Собственно об этом могу по своему городу судить, где есть до сих пор целые районы, застроенные своими домами именно в те годы.
Людям выделялись участки под строительство и кредиты, аж под 3% в год)).
То есть установка было на то, чтобы сами, кто не хотел ждать свои жилищные проблемы решали.


Тема развития предпринимательской деятельности в эпоху Сталина (начало 30-х – 1953 г.), является, пожалуй, самой темной и неисследованной страницей во всем советском периоде. Бытует мнение, что при И.В. Сталине начала складываться т.н. «административно-командная» система управления экономикой общества, все средства производства находились в руках советского государства. Это мнение глубоко ошибочно и базируется, прежде всего, на предвзятом отношении историков, правоведов к эпохе Сталина вообще.
Невежественные люди считают, будто в сталинской системе планировалось производство всего – вплоть до гвоздей. Это – ложь. Тогда в России применяли индикативное и матричное планирование, почти полностью утраченное при Хрущеве и Брежневе. До деталей был разработан балансовый метод планирования – по основным продуктам и необходимым для производства ресурсам. Например, стране нужно сделать столько-то тысяч паровозов, автомобилей, моторов и самолетов. Под это нужно такое-то число металла, станков, угля, рельсов. А для того – столько-то электричества и новых силовых станций. Увы, уже в 1950-е годы такое разумное планирование было заменено идиотским, опускающимся до сущих мелочей.
Свое мощнейшее развитие в СССР кооперация получает еще в период НЭПа. Прежде всего развивается сельскохозяйственная и кустарно-промысловая кооперация.
Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 07.07.1921 г. «О промысловой кооперации» трудящимся кустарных и иных промыслов в целях занятия однородным производством было предоставлено право «… образовывать промысловые кооперативные товарищества или артели для ведения совместного производства, равно как для организации труда своих членов, для снабжения их требующимися производственными материалами, инструментами и предметами оборудования для обработки и сбыта продуктов труда своих членов, а также для других мероприятий, направленных к увеличению количества и улучшению качества производимых ими продуктов.» (ст. 1 Декрета).
По своей юридической природе данные кооперативы, которые в Декрете именуются «промысловые кооперативные товарищества», «промышленные кооперативы» или «артели», похожи на современную форму коммерческой организации «производственный кооператив».
Предприятия промышленных кооперативов, равно как и находящиеся в распоряжении промысловых кооперативов продукты их производства, также приобретенные ими для своего производства материалы, сырье и прочее оборудование не подлежали ни национализации, ни муниципализации. Более того, всем органам государственной власти предлагалось оказывать содействие кустарям в деле их кооперирования и с этой целью 1) выдавать заказы кооперативным объединениям преимущественно перед частными лицами, 2) авансировать кооперативные организации для вы
полнения ими государственных заказов и государственных заданий принадлежащим государству сырьем и денежными средствами и 3) оказывать кооперативным организациям преимущество перед отдельными лицами при подыскании необходимых им помещений, при приобретении инструментов и при заготовке необходимого им сырья.
Переход к индустриализации потребовал от советского правительства пересмотреть задачи промысловой кооперации. 28.01.1931 г. было принято Постановление СНК СССР «О кустарной промышленности и промысловой кооперации», в котором высоко оценивалась роль кооперативов в экономике СССР. Так, было указано, что «… промысловая кооперация добилась повышения темпов своей работы в первые два года пятилетки, провела реконструкцию основной части промыслов, увеличила до 75 проц. долю продукции, производимой в общих мастерских, вытеснила с основных поз
иций мелкого предпринимателя – частника и заняла решающее положение в ряде отраслей кустарной промышленности.»
Однако, были выявлены и недостатки «… несмотря на это, промысловая кооперация не удовлетворяет в необходимых размерах возросшего спроса на ее продукцию и в особенности по производствам, работающим на недефицитном сырье (деревообработка, лесохимия, строительные материалы, минеральные удобрения и т.д.).»
Указанным постановлением была разработана производственная программа промысловой кооперации. Экономические советы союзных и советы народных комиссаров автономных республик, а также краевые (областные) исполнительные комитеты были обязаны обеспечить выполнение производственных программ в указанных размерах и наметить практические мероприятия по укреплению промысловой кооперации и по дальнейшему увеличению выпуска продукции широкого рыночного спроса.
Данным постановлением были установлены планы работы промысловой кооперации, в частности, были возложены обязанности выполнить план по следующим видам продукции:
строительные материалы на 310,3 млн. руб.
лесохимическая продукция ” 76,8 ” ”
минеральные удобрения ” 23,2 ” ”
топливо ” 28,6 ” ”
изделия деревообрабатывающей промышленности ” 530,3 ” ”
(в том числе мебель на 122,5 млн. руб.).
Кроме того государство принимала участие и в подготовке специалистов в области кооперации. Меры были определены в соответствующей резолюции ЦК ВКП(б) «О кадрах народного хозяйства», где ставилась задача открыть за первую пятилетку 47 втузов и 172 техникума, что позволило бы в течение ближайших лет переподготовить в стране основную массу специалистов – практиков инженерных и технических должностей в промышленности и на транспорте.
Постановление стимулировало и перестройку всей системы подготовки специалистов в промкооперации. Всекопромсоюзом была создана целая сеть специализированных школ, техникумов и вузов, где готовились специалисты кооперативного производства. На начало 1934 года в двух вузах промкооперации обучалось 1377 человек, в 37 техникумах – 7454 человека, на 4-х рабфаках – 393 человека, в 159 школах – ФЗУ и профтехникумах – 17398 человек. На курсах повышения квалификации было занято 5141 человека. Всеобщим техническим обучением (техминимум) было охвачено боле
е 87 000 человек, в секторах заочного обучения занимались 675 человек.
Все эти меры позволили союзам и артелям промысловой кооперации значительно пополнить свои производственные коллективы инженерно-техническими работниками и управленцами среднего звена.
Таким образом создавалась уникальная правовая конструкция – независимые коммерческие предприятия, коими и являлись промысловые кооперативы, были органично вписаны в плановую экономику советского хозяйства. Кооперативам спускались планы по выработке продукции, необходимой для развития крупной промышленности в период индустриализации. Однако, в иных отраслях народного хозяйства, прежде всего в области легкой промышленности и изделий т.н. народного потребления, кооперативы были свободны как в выборе направления деятельности, т.к . и объемов выпуска. Данная конструкция позволяла прежде всего избежать стихийности рынка и позволила обеспечить СССР продукцией, необходимой как для нужд государства, так и общества в целом.
По данным российских историков, изучающих данный период (напр. П.Краснов) в сталинские времена было свыше 114 тысяч мастерских и прочих промышленных предприятий, где работали минимум 1,8 миллиона человек. Они производили почти 6 % валовой продукции промышленности СССР (в зависимости от способа оценки уровня рыночных «кооперативных» цен существенно больше), в ее составе: 40% всей мебели страны, 70% всей металлической посуды, 35 % верхнего трикотажа, почти 100% игрушек.
В 1936 году только в Москве насчитывалось более 15 тысяч частных заводов, фабрик и других предприятий, в том числе и малого бизнеса.
На 1 октября 1923 в кустарной промышленности уже было создано 4952, в 1925 — 8641, а в конце 1933 — 14811 кооперативов. В годы второй пятилетки (1933—37) процесс кооперирования кустарей был завершен. На 1 января 1941 было 25,6 тыс. промысловых кооперативов, которые объединяли 2,6 млн. человек.
На договорной основе производились научные и технические работы, дававшие очень хорошие результаты, так в систему промысловой кооперации входило 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории, два научно-исследовательских института.
Кроме того, огромное значение для советской экономики того периода имела торговля колхозами и сельскими жителями выращенной ими сельскохозяйственной продукцией на колхозных и крестьянских рынках. В 1932 г. СНК СССР принимает целый ряд связанных друг с другом постановлений, которые дают возможность колхозам, колхозникам и трудящимся крестьянам-единоличникам осуществлять торговлю произведенным ими товаром.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 6 мая 1932 г. «О плане хлебозаготовок из урожая 1932 года и развертывании колхозной торговли хлебом» колхозам и колхозникам предоставлялась возможность после выполнения плана хлебозаготовок «…беспрепятственной продажи излишков своего хлеба по своему усмотрению как на базарах и рынках, так и в своих колхозных лавках, обязав местные органы власти оказывать в этом колхозам и колхозникам полное содействие и принять меры к искоренению частников и перекупщиков-спекулянтов, пытающихся нажиться на колхозной торговле.»
Буквально через несколько дней, 20 мая, было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О порядке производства торговли колхозов, колхозников, и трудящихся единоличных крестьян и уменьшении налога на торговлю сельско-хозяйственными продуктами», в котором было указано следующее:
«В целях содействия колхозам, колхозникам и единоличным трудящимся крестьянам в деле развертывания торговли продуктами своего сельско-хозяйственного производства, на основании постановлений СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 6 и 10 мая 1932г., Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:
1.Отменить все существующие как республиканские, так и местные налоги и сборы с торговли колхозов, колхозников и единоличных трудящихся крестьян продуктами своего сельско-хозяйственного производства на базарах, площадях, станциях железных дорог, пристанях (хлеб, мясо, птица, яйца, молочные продукты, овощи, фрукты и т.п.).
2.Для содержания базаров в чистоте и покрытия расходов по уборке базаров допустить установление местного разового сбора, причем этот сбор не должен превышать за день торговли: с воза – 1 рубля, при торговле с рук, на лотках и т.п. – 20 коп., с головы крупного скота – 1 рубля и с головы мелкого скота – 50 коп.
3.Воспретить взимание местного разового сбора с торговли с рук птицей, яйцами, молоком, маслом, сыром, производимой колхозниками и единоличными трудящимися крестьянами.
4.Обязать местные советы максимально снизить ставки арендной платы за помещения, взимаемые с колхозных ларьков, лавок, магазинов.
5.Установить, что доходы колхозов и колхозников от продажи на рынке продуктов своего сельско-хозяйственного производства не облагаются сельско-хозяйственым налогом.
6.Установить, что доходы трудовых единоличных хозяйств от продажи на рынке продуктов своего сельско-хозяйственного производства привлекаются к обложению сельско-хозяйственным налогом в размере не свыше 30% доходов от торговли, соответственно изменив ст. 50 положения о сельско-хозяйственном налоге на 1932г.
7.Установить, что ларьки, палатки и лавки, открываемые непосредственно колхозами для торговли продуктами своего сельско-хозяйственного производства, облагаются пониженной ставкой налога с оборота в размере 3% от валовой выручки.
8.Лавки, магазины и ларьки, открываемые колхозными объединениями, союзами( районными,областными,краевыми,республиканскими и союзными) пользуются теми же налоговыми льготами, как и кооперация.
9.Торговлю колхозов, колхозников и единоличных трудовых крестьян производить по ценам, складывающимся на рынке, а торговлю колхозных объединений по ценам, не выше среднекоммерческих цен в государственной торговле.
10.Не допускать открытия магазинов и лавок частными торговцами и всячески искоренять перекупщиков и спекулянтов, пытающихся нажиться за счет рабочих и крестьян.
11.Предложить центральным исполнительным комитетам союзных республик немедленно отменить все постановления и распоряжения, противоречащие настоящему постановлению
Кроме того, с мая 1932 года начал снижаться план сельскохозяйственных заготовок по колхозам, колхозникам и единоличным хозяйствам. Т.о. советское правительство намеренно снижало государственные закупки для более свободной рыночной торговли крестьянами плодами своего труда. Снижается государственная закупка овощей в первую очередь там, где крестьянам их можно выгодно продать горожанам. Единоличник всюду приравнен к колхознику. Масштабы снижения крестьянских обязательств чрезвычайно большие: 36% по картофелю, 60% по овощам, 40% по семечк
овым, 68% по столовому винограду, 49% по мясу.
Возможность осуществления самостоятельно торговли, предоставленная крестьянину-колхознику и трудящемуся –единоличнику, не означал предоставление режима благоприятствования спекулянтам-перекупщикам. Так, в одном из постановлений того периода указано: «принять меры к искоренению частников и перекупщиков-спекулянтов, пытающихся нажиться на колхозной торговле». Только вот сегодня антисоветская историография и пропаганды и путает этот натиск с притеснением всего крестьянства.
Кстати, обороты розничной колхозной торговли росли весьма быстрыми темпами: если в 1931г. они были очень незначительными, то в 1932г. составили 7-8 млрд. руб., в 1933г. – 11,8 млрд. руб. и в 1934г. они увеличились до 14,5 млрд. руб.
Ни для кого не секрет, что в период ВОВ крестьяне на собственные деньги покупали танки и самолеты для Красной Армии. Деньги для этого были получены как раз в виде доходов от розничной торговли на колхозных и крестьянских рынках.
Например, за годы войны артелью «Ороч» (Хабаровский край) в фонд обороны страны было внесено около 500 тыс. руб. Члены артели единодушно решили собирать средство на строительство боевой эскадрильи «Советская Гавань». 20 января 1943 года на общем собрании жителей с. Уськи сразу же было внесено на строительство 70тыс. руб. Кроме денежной помощи, колхозники посылали меховую одежду для фронта: рукавицы, шапки и т.д И это далеко не единичный случай и не самый большой вклад!
В 1936 году была принята Конституция СССР статья 7 которой гласит, что каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь – согласно уставу сельскохозяйственной артели.
Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 19 декабря 1932 г. была отменена система контрактационных цен заготовок молока и молочных продуктов. В январе 1933 г. вместо контрактации были установлены обязательные поставки по зерну. Продукцию, сданную колхозами и крестьянами-единоличниками сверх обязательных поставок, государство стало оплачивать по повышенным (на 30—40%) ценам. Оставшуюся после выполнения обязательных поставок часть сельскохозяйственной продукции крестьяне и колхозники могли реализовывать на колхозном рынке по свободным ценам.
В результате с 1931 по 1934 г. оборот коммерческой торговли вырос с 423 до 16 745 млн. руб., а ее удельный вес в розничном товарообороте увеличился с 1,7 до 30,6%. На ряд товаров цены в этом секторе торговли были снижены. К концу 1934 г. цены на сахар упали на 49,8%, а на печеный хлеб — на 70,7%.
Это привело к снижению цен на колхозном рынке. Если в 1933 г. рыночные цены в Москве составляли в среднем 131,6% по сравнению с ценами в коммерческих магазинах, то в 1934 г. цены на рынке примерно соответствовали ценам в коммерческой торговле. Число коммерческих магазинов выросло за 1933—1934 гг. с 1152 до 12 940. За счет коммерческой торговли в 1933 г. бюджет пополнился на 4,8 млрд. рублей.
Таким образом, даже беглого взгляда на указанный период достаточно, что бы сделать вывод о широком развитии предпринимательской деятельности во времена И.В. Сталина. Безусловно, задачи индустриализации СССР вносили свои коррективы в развитие предпринимательской деятельности. Приоритетом для всех категорий производственников в стране являлось прежде всего обеспечение нужд государства в деле индустриализации и безопасности, в т.ч. и производственной, путем выполнения планов. Однако политика советского правительства того периода не была направлена на полное огосударствление экономики, оставалось место и для частной предпринимательской инициативы.
Справедливости ради надо отметить и тот факт, что широкое наступление на предпринимательскую деятельность граждан началось после смерти И.В. Сталина. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О реорганизации промысловой кооперации» от 14 апреля 1956 года означало уничтожение советской кооперации. Ударными темпами с 56 года было уничтожено личное подсобное хозяйство, практически ликвидирован частный скот, «укрупнены» колхозы, что нанесло страшный удар по небольшим деревням. Имущество кооперативов и частных лиц было «передано государственным органам», то есть конфисковано.