Образ общества будущего

  • Печать

Очевидно, что система управления Новой страной должна максимально соответствовать запросам общества. Исследованию вопроса: «Каким будет украинское общество будущего?» и посвящено данное эссе.

Общественное развитие происходит под воздействием как существующих, развивающихся и затухающих (двигающихся по инерции) процессов и тенденций, так и новых, появление которых ожидается в будущем. Для успешного управления общественными процессами важно представлять, каким мы бы хотели видеть наше общество в идеале, чтобы иметь возможность подкорректировать его развитие.

Рассмотрим эти тенденции, начиная с существующих.

1. Исторические тенденции.

Большая часть трудноразрешимых проблем, стоящих перед современным украинским обществом, являются следствием деградации отдельных аспектов общественного устройства.

1.1. Постепенное разрушение родово-общинного уклада жизни под воздействием внешних (христианизация, возникновение государственности, рост бюрократии, появление промышленности, развитие экономики и т.д.) и внутренних (деградация нравственности) факторов привело к тому, что в современном украинском обществе индивидуальное (своё собственное) благо большинством людей ставится выше блага общественного.

Если раньше (испокон веков) люди жили по единому неписаному КОНу – «звичаєвому праву» и прекрасно самоуправлялись, то к настоящему времени КОН практически забыт, а изобилие заКОНов настолько забюрократизировало систему управления жизнью общества, что «демократия» (дословно – власть привилегированных) естественным образом принимает форму «аристократии» или «олигархократии» - власти элиты.

Деградация нравственности – проблема особая, и ведёт она главным образом к тому, что многие люди перестали понимать, что хорошо, а что – плохо, ибо потеряли точку отсчёта и систему координат.

1.2. Отдаление человека от земли. Славянские племена – предки современных украинцев, всегда жили на земле и от земли, находились с нею в теснейшем контакте, любили и берегли свою землю. Однако, оказавшись под властью панов, украинцы стали постепенно отдаляться от земли. Апофеозом этого процесса стала коллективизация и индустриализация на заре СССР. В результате даже современные селяне, за редким исключением, не способны быть хозяевами своей земли.

В настоящее время украинский народ продолжает терять свою землю. В результате распаевания, 70 % земель были поделены между 20% беднейшей части населения и переданы им в частную собственность. Таким образом земля стала товаром, и недалёк тот день, когда украинские земли начнут массово скупаться хозяевами денег.

 

2. Современные тенденции.

2.1. Ухудшение жизни в городах. Ещё каких-то двадцать лет назад уровень жизни в городе был на порядок выше и привлекательнее сельского, вследствие чего города разрослись неимоверно, и соотношение городского и сельского населения в Украине составляет 70:30 %, а в отдельных регионах (Восток, Юг) – даже 90 к 10.

В то же время современные мегаполисы стали буквально «тонуть в собственных нечистотах», и жизнь в них становится невыносимой для многих людей. Вредные выбросы и излучения, шум, искуственный ритм жизни, постоянное беспокойство и стрессы, дефицит здоровой пищи и воды, нездоровые общественные отношения и т.д. и т.п. заставляют многих людей задуматься о перспективах дальнейшего проживания в мегаполисе и возможной смене места жительства.

Перспективы же у мегаполисов очевидно безрадостные. Система жизнеобеспечения обитателей квартир в высотных домах в настоящее время полностью зависима от внешних факторов - от снабжения пищей, подачи воды, работоспособности канализации, отопления, электричества, транспорта, финансов, чиновников, рекламы, СМИ и т.д и т.п.

Ключевым ресурсом в этой системе являются источники энергии, которые в настоящее время практически на 80% состоят из ископаемых видов топлива. По данным современной науки, исследованных запасов нефти и газа человечеству хватит на 50-60 лет, при сохранении современного уровня потребления. Перспективы перехода на альтернативные источники энергии пока что очень туманны и, по мнению многих экспертов, у человечества никогда не будет такого дешёвого источника энергии, как ископаемое топливо.

Постепенное истощение месторождений уже сейчас проявляется в постоянном удорожании энергоносителей. Ожидается, что в недалёком будущем, рост цен на топливо будет экспоненциальным. Соответственно, стремительно дорожать будет и всё, что с ним связано – электричество, отопление, индустриальное сельское хозяйство, водоснабжение, транспорт и т.д., и весь городской образ жизни в целом. В результате чего всё большее количество городских семей будет оказываться за чертой бедности, что приведёт к росту преступности и социального неблагополучия.

2.2. Улучшение жизни на земле. В то же время, благодаря современным технологиям, стало возможным практически в любой точке нашей страны создать привычный для современного городского человека уровень комфорта, включающий в себя канализацию, горячую воду, отопление, связь (транспортная доступность, телефония, интернет), возможность развиваться и самореализовываться, зарабатывать на жизнь дистанционно либо же осваивая местные природные и социальные ресурсы.

При этом, переселившись в сельскую местность, человек получает непосредственный доступ к доселе дефицитным для многих благам – чистой воде и чистому воздуху, тишине, здоровой пище, природе, спокойствию и автономии.

Таким образом, именно сейчас у людей появилась прекрасная возможность начать вести полноценный образ жизни, достойный Человека. Это образ жизни в гармонии с природой, окружающими людьми и самим собой. Ведя такой образ жизни, люди восстанавливают и долго сохраняют здоровье, гармонизируют свои отношения с окружающими, находят свой путь в жизни и своё предназначение, начинают радоваться жизни и становятся счастливыми.

Подобный образ жизни уже сейчас является привлекательным для многих людей (по данным социологических исследований – для 25ти и более процентов людей в возрасте старше 30-ти лет), а информация о его доступности распространяется очень быстро.

По моим наблюдениям, на то, чтобы преодолеть инерцию прежнего образа жизни у человека уходит в среднем 5 лет. То есть, через 5-10 лет в стране может начаться массовое расселение жителей мегаполисов по малым городам, селам и экологическим поселениям на до того незаселённых землях. В течении 10-ти лет после этого (т.е. к 2030му – 35му годам) соотношение городского и сельского населения в Украине будет 30:70.

Уже сейчас тысячи семей в Украине (как, впрочем, и во многих других странах) переезжают из городов в сельскую местность, являясь пионерами процесса расселения. Опыт пионеров, конечно же, трудный, но как правило – успешный, и пройдёт не так много времени, как этот опыт станет очень популярным и востребованным в широких массах населения.

Такое расселение приведёт к бурному всплеску рождаемости, развитию экономики (особенно – малых и средних предприятий в сельском хозяйстве, легкой промышленности, деревообработке, строительстве, энергетике, био-, нано- и информационных технологиях, туризме и т.д.), возрождению национальной культуры и духовности общества, росту осознанности людей, их интеллектуального уровня и гражданской ответственности, повышению уровня жизни, росту обороноспособности страны, улучшению экологической ситуации, и, как результат, появлению повышенного внимания со стороны мирового сообщества.

 

3. Общество будущего и система управления Новой Страной.

Соответственно ожидаемым изменениям в украинском обществе, следует выстраивать и систему управления в Новой Стране.

Основу такой системы должны составлять местные общины, объединенные по принципу совместного проживания на определённой территории. Такие общины должны получить максимальную возможность управления природными ресурсами местного значения (в основном теми, которые находятся на поверхности – земля, лес). Использование этих ресурсов для самообеспечения членов общины должно полностью освобождаться от внешнего налогообложения (допустим определенный внутренний налог, который устанавливает община).

На уровне территориальных общин народ осуществляет свою власть как непосредственно – путём общих сборов – вече или майданов, прямых договоров между людьми (договорное право) так и через делегирование полномочий представительским органам местного самоуправления.

На более высоких уровнях управления – район, область, регион, страна, власть осуществляется народом непосредственно (через референдум) и опосредованно – через выборных представителей.

Выборными в Новой Стране, кроме депутатов, должны являться все (за исключением отдельных должностей в силовых ведомствах и органов национальной безопасности) должностные лица, включая чиновников гос.аппарата, судей, прокуроров, участковых милиционеров.

Поскольку для общества будущего характерны дискретное расселение, высокая гражданская ответственность и уровень интеллектуального развития, критически важным становится создание механизма реализации власти народа через систему перманентного онлайн-голосования.

Такая система подразумевает формирование онлайн баз данных всех народных избранников (а также кандидатов), в которых отражается вся деятельность избранника, все принятые/отклонённые решения, количество часов, проведённое на рабочем месте и другая информация, позволяющая избирателям оценивать работу избранника, ставя соответствующую отметку в его «карме». Когда «карма» избранника падает ниже определённого уровня – он считается снятым с должности, и его место занимает кандидат, который к тому моменту имеет наибольший рейтинг поддержки избирателей (всё в той же системе перманентного онлайн-голосования).

 

4. Законодательная корректировка общественных процессов.

Для того, чтобы положительные трансформации в украинском обществе стали возможными, следует уже сейчас законодательно закрепить определённые положения, препятствующие узурпации власти олигархами и другими элитными политическими силами, вмешательству во внутренние дела нашей страны иностранных государств, утрачиванию земли и других ценных природных и социальных ресурсов. Для это следует:

  1. Ввести конституционный запрет на политическую борьбу и деятельность политических партий. Все народные избранники отвечают за свои действия исключительно перед своими избирателями.
  2. Конституционно закрепить вечный геополитический нейтралитет и внеблоковость Украины.
  3. Конституционно закрепить существование только одной формы собственности на землю и другие природные ресурсы – коммунальной. Государственная форма собственности – это крайнее проявление коммунальной собственности, и используется только для размещения объектов особой государственной важности и обеспечения национальной безопасности. Частную собственность на землю конституционно запретить а результаты распаевания земель признать недействительными.

Все ресурсы местного значения (в первую очередь – землю) распределить между территориальными общинами, которые будут предоставлять желающим права на их использование: для постоянного проживания и самообеспечения (безоплатно и на неопределенный срок); для коммерческого использования (за соответствующую плату, которая поступает в местный бюджет); для нужд организаций более высокого порядка (районных, областных, общегосударственных советов) - по договоренности; для размещения объектов государственной важности и нужд национальной безопасности – по требованию организаций с соответствующими полномочиями.

На этом пока всё.

Благодарю всех за внимание. Жду ваших комментариев.

Всего доброго!

Владимир Сесин. 24.03.2014