Еврейские слова, попавшие из иврита в русский
- Подробности
- Опубликовано 24 Август 2011
Самые невинные еврейские слова, попав из иврита в русский, обычно приобретают зловещее, даже холодящее кровь значение. Рассмотрим, например, такое ничем не примечательное слово, как «могила». Слово «Magila» в переводе c иврита на русский язык означает всего-навсего «противная». Невинное слово «обязательство», на иврите «Kabala», попав в русский язык, приобретает совершенно жуткий смысл.
Ведьма — это девушка в возрасте. До принятия христианства ведьмами славяне называли языческих богинь, от которых многое зависело. «С ведома» - это с их, ведьм, разрешения. И вдруг эти чистые, белые женщины собираются на совершенно еврейский «Sabbath».
Кстати, о язычниках. Язычник на иврите «Pagani». Когда Нестор Летописец писал «Поганая богиня», он хотел выразить не своё отношение к девушке, а всего лишь констатировал, что она языческая богиня.
Но вернёмся к нашим ведьмам и слову «Sabbath» (шабаш). Перевести это слово с иврита на русский язык я затрудняюсь. К счастью, вместо меня это сделал Лев Николаевич Толстой.
Как-то, работая в ночную смену, чтобы не заснуть, я начал переводить Л.Н. Толстого на иврит. Вскоре выяснилось, что Толстой в переводе на иврит труден. Первая же фраза, а это была фраза «Война и мир», поставила меня в тупик. В иврите слово «мир», в смысле отсутствия войны, называется «Shalom», а «мир», в смысле совокупности стран и народов, называется «Tevel». Что же хотел сказать Лев Николаевич, «шалом» или «тевель», я так и не понял. Кстати говоря, лозунг «Миру мир» я понял, только выучив иврит. «Тевелю шалом» — всё ясно и понятно.
Ну так вот! Отложив борьбу со словом «мир» до лучших времён, я направил все свои усилия на перевод фразы «Всё смешалось в доме Облонских». Вопреки моим ожиданиям, перевод этого предложения дался мне легко и просто. Рука невольно вывела:
«Hakol hishtabesh etzel mishpahat Oblonsky».
Слово «Hishtabesh» (что значит «смешалось») - это глагол в прошедшем времени, образованный от существительного «шабаш». Именно в этом предложении слово «смешалось» строго соответствует ивритскому глаголу, образованному от слова «шабаш».. Граф Толстой, как будто переводя с иврита, сообщал, что шабаш случился в доме Облонских. Только участвовали в нём не ведьмы, а присутствующие в доме Облонских товарищи. Чем кончилось там дело, я не хочу рассказывать, чтобы не отбить желание читать книги этого замечательного писателя.
Вспомнив отлучённого от церкви Льва Николаевича, естественно, хотелось бы продолжить богословскую тематику. В иврите буква «бет» иногда читается как «б», а иногда как «в». Тому, кто желает ознакомиться с этим вопросом более подробно, я бы порекомендовал обратиться к учебнику иврита за первый класс израильской средней школы. Кирилл и Мефодий, во избежание разночтений, постановили, что в церковнославянском языке буква «бет» всегда будет произноситься и писаться только как «в». В результате Бабилон превратился в Вавилон, а Бейт-Лехем в Вифлеем. Не только Кирилл и Мефодий грешили излишними строгостями при переводе Библии. Но переводчики Библии — это просветители, приобщающие свой народ к цивилизации. С их мнением необходимо считаться.
Переводчики этого литературного и культурного памятника на английский язык также ввели канонические правила. В частности, в иврите существуют буквы «тав» и «тет», которые по звучанию близки к русской букве «т». Переводчиками Библии на английский язык был дан приказ вместо «тав» всегда писать «th», а вместо «тет» всегда писать «t». За что им большое спасибо от многих поколений английских школьников. И вот их подход к букве «бет» в корне отличался от решения, принятого Кириллом и Мефодием. Букву «бет» они решили переводить как «б» (по-английски «b»). В результате Бабилон и в английском Бабилон, а город-герой Бейт-Лехем, где на рубеже нашей эры родился Иисус Христос, превратился в Бедлам. В восемнадцатом веке всё той же нашей эры главной и единственной психиатрической больнице города Лондона было присвоено высокое звание «Бейт-Лехем», по-английски «Bedlam» (Бедлам). Как известно, Англия — страна давних демократических традиций. Поэтому нет ничего удивительного в том, что пациенты этого лечебного заведения уже в те времена позволяли себе разговорчики в строю и прочие вольности. В результате всего вышеперечисленного полный развал дисциплины в русском языке называют «бедлам».
Но всё это меркнет по сравнением со словом «идиот», которое вошло в языки всех народов, коим посчастливилось соприкасаться с евреями. В иврите существует в высшей степени почтенное слово «yeda» («знание»), созвучное слову «идея». Этим словом иврит обогатил массу языков и наречий. Но всеобщий закон гласит, что любое слово, попадающее из иврита в русский язык, приобретает зловещий оттенок. Так, достойное слово с тем же «идейным» корнем - «yedia» («известие») в иврите находится в женском роде и в единственном числе. Во множественном числе, согласно всем правилам ивритской грамматики, оно превращается в «yediot», что созвучно, увы, слову «идиот». В таком виде оно и входит в идиш - язык европейских евреев: в значении «человек — кладезь дерзновенных (вздорных, нелепых) идей». Проще говоря — придурок.
Сравним значение двух русских слов: «дурак» и «идиот». На первый взгляд кажется, что это синонимы, но в действительности это далеко не так. Дурак просто не умён, но при этом прост и глубоко народен. Иванушка-дурачок имеет место быть и любим народом. Но попробуйте сказать «Иванушка-идиот»… Воспримут как оскорбление национального достоинства. В данном контексте еврейские корни слова «идиот» видны особенно ярко. Идиот, в отличие от дурака, несёт на себе неизгладимую печать интеллигентности. Невозможно представить себе, чтобы комбайнёр комбайнёра назвал идиотом. Конечно же, здесь мы услышим «дурак». Другое дело — творческая интеллигенция. В этом контексте обозначить человека как идиота было бы чрезвычайно уместно. Идиот не столько глуп, сколько чужд. Иванушкой он быть не может ни в коей степени.
Комментарии
Когда Я стал изучать иврит, а затем и русский язык, а затем и другие языки ЕВРазии, передо мной, как и перед другими русско-израильс кими учёными встали во всей громадности следующие аксиомы, во многом опровергающие то, чему нас учили в советской школе:
1. ВСЕ слова русского языка оказались построенными из корней Святого языка (иврит + однокоренной арамейский языки).
2. Из корней Святого языка (по Талмуду: иврита + арамита + эллинского + латинского) построены и многие и многие слова и других языков – от Ирландии до Японии, исключая Китай и страны Ю-В. Азии. Впрочем, есть слова из иврита и в китайском языке, но этой темы Я не развивал подробно.
3. Все старые географические названия и России, как впрочем и слово «Россия» ראש סיע / Rosh sia // Rossia – “Бог, Царь вселенной + помог”, и слово «Русь ראשיא / Rossi // Rousi – Бог, Царь Всевышний» - древнееврейские»
4. Имена и фамилии, бытующие в России, составлены из корней Святого языка
5. В числе многих обетований Всевышнего, два наиболее определённо указывают на то, что на Исраэльтян (ישראל) – Израиль возложена миссия проповедничеств а Единого, т.е. Единства Господа Бога для всех народов земли.
я начал переводить Л.Н. Толстого на иврит. Вскоре выяснилось, что Толстой в переводе на иврит труден. Первая же фраза, а это была фраза «Война и мир», поставила меня в тупик. В иврите слово «мир», в смысле отсутствия войны, называется «Shalom», а «мир», в смысле совокупности стран и народов, называется «Tevel». Что же хотел сказать Лев Николаевич, «шалом» или «тевель», я так и не понял. Кстати говоря, лозунг «Миру мир» я понял, только выучив иврит. «Тевелю шалом» — всё ясно и понятно.
Ну так вот!
Прежде, чем переводить Толстого, надо знать, что в русском языке было два слова "МИР" и "Мip". Одно слово означало понятие "не война", а другое - "ОБЩЕСТВО, ОБЩИНА".
Лев Николаевич Толстой, великолепно знающий иврит, назвал роман - "ВОЙНА И ОБЩЕСТВО". Все же переводчики дружно переводили - "War and peace", что является грубой ошибкой.
Поэтому и на иврит Я перевёл бы роман, как "מלחמה ואמה " /Милхама вэ Умма.
Кстати, русские слова "МИР" и "Мip" происходят от ивритских слов מאיר / мэир - "излучающий СВЕТ" (а в русском слова "Мир и Свет" - синонимы) и המיר /эмир - "натуральный обмен", который существует между членами общины на базаре (בא זר /ба зар - "пришёл ++ разложил россыпью")
Мо+гила Жилище мертвых
i. מגילה /Мэгила - "из радости",
מגעיל /магъил – «отвратительный»
Слово "дурак, дура" ----- от арамейскоего דורא /дура - "селение, деревня". Недаром в русском яз. говорят: "Эх, деревня ты деревня!" - в смысле - круглый дурак!
Слово Шабаш не имеет к слову שבת /шабат - "суббота" отношения. Оно - от слова שובש / шубаш - "порчу", так как сатанисты портили облатки и служили чёрную мессу, перевернув крест, т.е. портили службу.
Ищу сотрудников
Для создания Единого Мега-словаря (ЕМС) корней Святого языка (иврит-арамит) в языках ЕВРазии ищу дружбы с лицами, владеющими русским и языком Евразии и желающим обучиться словокорням Святого языка (или уже знакомых с ними через иврит или арабский).
Для обращений:
на почту [email protected]
тел. Международный +972-527284036;
пеле в Израиле: 052-7284036
Только ФАКТы могут изменить мнения.
БерШадСкий - сайт- http://vladimirbershadsky.info/
АрхеоМеTр
RSS лента комментариев этой записи