Добро пожаловать,
Гость
|
ТЕМА: Информационно - психологическое воздействие
Информационно - психологическое воздействие 14 года 3 мес. назад #217
|
Значение информации в современном обществе нельзя недооценивать. Информация сегодня в обществе имеет огромное значение, если не жизненно необходимое…
Сегодня характерно резкое увеличение объемов производимой и потребляемой информации. За последние 3 - 4 десятилетия человечеством было произведено больше информации, чем за пять тысяч лет до этого. Так, было подсчитано, что один экземпляр газеты «Нью - Йорк Таймс» содержит больше информации, чем было доступно жителю Англии XVII в. за всю его жизнь [Почепцов, 2000, с. 12]. Увеличение объемов информации, а также технические средства распостранения этой информации, фактически позволило открыть новые возможности управления, о которых до этого и не подозревало человечество. Созданная в результате «глобальная деревня», часто теперь реагирует не глобально, а по - деревенски просто. Эти реакции общества, стали все более предсказуемыми, тем самым возросла опасность возможных манипуляции общественным сознанием [Почепцов, 2000, с. 10]. Увеличение роли информации в обществе, по мнению А. Тоффлера привело к появлению нового типа цивилизации – цивилизации третьей волны. Цивилизации первой волны были аграрными. Второй – индустриальными. А третьи – информационными. Вот почему информационно – психологическое воздействие получило такое широкое развитие и применение во всех сферах человеческой деятельности: политике, бизнесе и особенно в военной сфере. Что же такое информационно - психологическое воздействие? ИПВ – это воздействие словом, информацией, на психику людей (личности, группы или общества в целом) с целью изменения мировосприятия (картины мира) и психологических структур их сознания и подсознания, изменения их эмоциональных состояний, а также стимуляция определенных типов поведения (паника, страх, отчаяние и др. ) [Прибудько, Лук’янец, 2007, с. 246]. Сегодня ИПВ стало грозным и серьезным оружием! И это не просто теория с единичными случаями практики, но ТЕХНОЛОГИЯ! Есть технологии обработки дерева, камня, металла и т. д. А это технологии обработки человеческого сознания! ! Говоря о использования ИПВ в бизнесе, можно к примеру привести рекламу на ТВ. Так, любая реклама делается ярко, красочно, нередко с симпатичными девушками, дабы привлечь внимание потребителя. То есть, реклама разщитона не на рациональную, но на эмоциональную составляющую человеческого сознания. С этой же целью активно привлекаются для съемок в рекламе т. н. «звезды» современной поп - музыки и кино, известные спортсмены и популярные ведущие телевизионных передач. Еще есть метод «авторитета», что то вроде «ученые доказали», «одобрено учеными всего мира», «медики рекомендуют» и т. д. Но при этом обычно не называются не одной конкретной фамилии или института! Особенно эффективно повторение рекламных роликов на ТВ, что позволяет воздействовать непосредственно на подсознание людей! Человек может безразлично относиться к какому либо продукту, но постоянное «повторение», сделает свое дело и он его купит. И это касается не только какой либо продукции, тоже самое, используется и в политике. Журнал «Таймс» еще много лет назад писал, что политическая реклама откровенно приближается к коммерческой, просто - напросто заменяя товар кандидатом. А вот заявление Россера Ривза (его считают создателем первой политической кинорекламы для кандидата Эзинхауэра): «Я представляю себе избирателя в будке для голосования, колеблющегося между двумя кандидатами, как покупателя, колеблющегося между двумя тюбиками зубной пасты в аптеке. Будет выбран тот сорт, который наилучшим образом запечатлелся в его памяти». [Феофанов, 2000, с. 334] Кандидат или партия, по сути, тот же товар, значит, и рекламировать его можно похожими методами. Вить главное для кандидата не предвыборная программа, а умение себя показать, разрекламировать. Самое интересное, что сегодня не один военный конфликт не может обойтись без ИПВ. Примеров тому множество. Это и листовки розпостраняемые среди противника, радио, разного рода слухи, «хакерские» атаки на военные операционные системы противника, сюда также можно отнести воздействие не только на войска противника, но и на население, причем как свое, так и врага! Почти в каждой армии мира есть созданные психологические подразделения. В США есть целые роты и батальоны, отвечающие за проведение ИПВ. Это роты печати, роты поддержки, взвода анализа и поддержки, взвода исследования и анализа, легкой размноживательной техники, звуко - визуальных способов (звуко - трансляцыонных и звуко - визуальных станций) [Прибудько, Лук’янец, 2007, с. 83]. Без таких подразделений невозможно уже представить современную войну. Эти подразделения способны развернуть мобильные печатные теле - и радиостанции, а в случаи надобности использовать и гражданские (например, Би - Би - Си). - Эффективность таких подразделений совместно с регулярными частями очень велика. Считается, что благодаря работе этих подразделений во время «Бури в Пустыни» из 82 962 иракских солдат сдавшихся в плен, 70 %, сдались благодаря одной лишь пропаганде (ИПВ)! Сегодня известные российские ученые, професора Академии военных наук В. Круглов и Д. Ловцов, считают, что ИПВ или информационная война, может бать как в мирное, так и в военное время. Информационная война в мирное время - это особенная форма информационного воздействия (вмешательства) во внутренние дела других стран, направленное на нарушение суверенитета, уничтожение культуры народов, нарастание недоверия и конфликтов между ними, дискредитацию военных сил страны и др. [Прибудько, Лук’янец, 2007, с. 20]. Короче говоря, мы вступаем (и уже вступили) в новую эпоху – информационную. А по высказыванию К. Клаузевица, «любая эпоха имеет свои собственные войны» и современная не исключение! Вот, что о «Новой Войне» (информационной) говорил один из руководителей Пентагона: « Мы приближаемся до такого уровня развития, когда уже никто не есть солдатом, но все есть участниками боевых действий. Задание теперь состоит не в уничтожении живой силы, а в подрыве целей, мнений и мировоззрение населения, в разрушение его социума» [Прибудько, Лук’янец, 2007, с. 19]. Самым ярким и одновременно болезненным для нас примером такой «соцыо войны» стал развал СССР. ИПВ на страны СССР и Варшавского договора осуществлялось довольно долго (несколько десятилетий) и разными способами. Так, на территории СССР (как кстати, сегодня на территории Ирана) действовали радиопередачи «Голос Америки» на всех языках народов СССР, что формировал так называемую «пятую колону» [Лисичкин, Шелепин, 2000, с. 70 - 78].. . Воздействие велось на все население страны, подменялись духовно - культурные ценности, изменялась мораль общества, искусство и т. д. Это не было культурное и идеологическая противостояние, но целенаправленная и просчитанная психологическая операция, стран Запада по отношению к СССР. И это не просто теория или субъективное мнение, в статуте военных сил США FM - 33 - 3, записано следующие, «психологическая операция – это планово – пропагандистская и психологическая деятельность, которая проводиться в мирное и военное время, розщитана на иноземные вражеские, дружественные или нейтральные аудитории, чтобы воздействовать на ихнее отношение и поведение в нужном направлении для достижении как политических, так и военных национальных интересов США» [Прибудько, Лук’янец, 2007, с. 43]. Проведение таких операций заняло много времени, но результаты были ошеломляющие: Варшавский договор перестал существовать; СССР как централизованная сверхдержава распался на 15 независимых стран, взявшие за основу развития «капитализм» (политическую систему своего противника); армия фактически была уничтожена без войны; некогда мощная промышленность остановлена, начался экономический кризис; высокая безработица; разгул криминала и т. д… США стало победителем в этом противостоянии (или войне) именно благодаря информационно – психологическому воздействию! Все процессы управляемы и распад (или точнее сказать развал) СССР это не случайность, но результат мудрой и продуманной политике, где использования технологий ИПВ стали решающими! В заключении хочется сказать, что информационно - психологическое воздействие, это реальные и практические технологии. И хотим мы того или нет, но мы уже подвержены такому воздействию, хотя бы в силу того, что мы уже живем в информационном обществе! Однако информационно - психологические технологии можно использовать по - разному, разрушая либо созидая. Например, консолидируя общество, а не разделяя его на «западных» и «восточных»; воспитывая достойное поколение спортсменов, ученых, военных, с нормальными духовными ценностями. А не алкоголиков, курильщиков, преступников, потребителей… Вить если вы проанализируете нашу современную рекламу, кино, музыку, литературу и др. То увидите, какие ценности нам внушаются. Та же реклама, сегодня не только двигатель торговли и навязывает человеку не только товар, но и соотвецтвующие ценности! Тоже самое можно сказать и о кино, музыке, литературе… Вы сами убедитесь в том, что почему то, как это нестранно в нашем государстве (да и не только в нашем), информационно - психологическое воздействие направлено не на созидание, а совсем наоборот… Использованная литература: 1. Почепцов Г. Г. “Психологические войны”. – М., 2000. – С 523. 2. Прибутько П. С., Лук’янец І. Б. “Інформаційні впливи: роль у суспільстві та сучасних воєнних конфліктах”. – К., 2007. – С 249. 3. Лисичкин В., Шелепин Л., “Третья мировая информационно-психологическая война”. – М., 1999. – С 188. 4. Феофанов О., “Реклама. Новые технологии в России”. – М., 2000. – С 38 автор статьи Демиденко С. ДНУ 2010г, |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Время создания страницы: 0.039 секунд