Краткий анализ Концепции развития уголовной юстиции для несовершеннолетних в Украине
- Подробности
- Опубликовано 22 Июнь 2011
Президент Украины Указом №597/2011 от 24.05.2011г. утвердил «Концепцию развития уголовной юстиции касательно несовершеннолетних в Украине».
Концепция не является нормативно-правовым документом, который устанавливает права и обязанности граждан Украины. Это документ, определяющий направление нормативно-правовой деятельности уполномоченных органов государственной власти начиная от Верховного совета Украины, Кабмина и заканчивая министерствами и ведомствами.
Во исполнение Указа на протяжении трех месяцев Кабмин должен разработать и утвердить план мероприятий по дальнейшей реализации положений Концепции.
В первоначальном варианте проект документа (2010г.) носил название «Концепция развития ювенальной юстиции в Украине» и, по сути, предполагал более широкие возможности регулирования процесса воспитания детей.
После протестов родительской общественности разработчики подготовили новую Концепцию – её применение формально ограничили сферой воспитания детей – правонарушителей.
Что предлагается Концепцией –
В сфере уголовного наказания несовершеннолетних предлагается сделать упор не на наказание в традиционном понимании, а на иные методы. Для этого по сути предполагается –
- Введение в уголовный процесс процедуры медиации (посредничества), направленной на примирение жертвы преступления и преступника путем компенсации нанесенного вреда на договорной основе. В роли посредников – специально обученные люди – медиаторы;
- Освобождение несовершеннолетних преступников от наказания путем замены его надзором со стороны государственных служб, как основной метод их ресоциализации и реабилитации (для этого учреждается служба пробации);
- Психологическое воздействие на несовершеннолетних преступников с целью формирования у них чувства ответственности за свои поступки, желания компенсировать причиненный ущерб (упоминаемые «восстановительные» и «проактивные» методики).
Для проведения такой реформы планируется –
1. Создать сеть новых учреждений, таких как –
- дневные консультативно-развлекательные центры при социальных службах для детей семьи и молодежи;
- круглосуточные центры экстренной помощи с участием адвокатов и социальных работников (объект помощи в Концепции не уточняется);
- центры восстановительного правосудия (наверное, подразумевается медиация);
- центры пробации;
- центры социальной реабилитации несовершеннолетних.
2. Провести специальное обучение (комплексные обучающие мероприятия) для сотрудников правоохранительных органов, социальных служб, судей, адвокатов по вопросам правосудия относительно несовершеннолетних и работы с детьми. Для судей – прямо предусмотрено введение отдельной специализации по вопросам рассмотрения дел касательно несовершеннолетних и подготовки специальных рекомендаций по рассмотрению судебных дел в отношении несовершеннолетних;
3. Ввести единую систему взаимодействия и администрирования (!) государственных органов, работающих с детьми.
В нормативной сфере обеспечить проведение реформы призвано –
- принятие специальных законов – о бесплатной правовой помощи, службе пробации, примирении (медиации),
- «усовершенствование» ведомственных нормативно-правовых документов в сфере прав и интересов детей.
Ювенальные угрозы в Концепции –
В первом предложении преамбулы Концепции главной ёё целью декларируется выполнение Украиной международных обязательств по предоставлению детям особой заботы и помощи со стороны государства. В четвертом абзаце Концепции как цель декларируется строительство полноценной системы уголовной юстиции в отношении несовершеннолетних.
Снижение уровня детской преступности как цель не декларируется, а лишь предполагается, что реализация концепции приведет к уменьшению преступности (!). И это на наш взгляд не является случайным – в ходе публичного обсуждения Концепции ёё авторы не смогли убедительно доказать эффективность применения предлагаемых методов на примере других стран, ограничиваясь единичными примерами практического опыта медиации и пробации у нас в Украине. В тоже время остались не освещенными причины роста детской и подростковой преступности, а без их выявления и устранения говорить о снижении преступности является преждевременным. Еще более наивным является навязываемое авторами Концепции мнение о том, что побороть подростковую преступность можно только лишь изменением системы наказания (от «жесткой» – к «мягкой»).
Согласно украинско-канадского межправительственного соглашения главным донором реформы является Канадское агентство по международному развитию. Сотрудники посольства Канады в Украине непосредственно курируют и возглавляют рабочие группы и круглые столы по проведению реформы. По сути у нас выстраивается система защиты детей по канадским лекалам. В Канаде же существует та самая ювенальная система защиты прав детей, которая базируется на искаженной с нашей точки зрения трактовке прав детей («ребёнок всегда прав»; «родительская власть над детьми отменяется»). Оценивая ход разработки и его итог – утверждение Концепции, можно прийти к неутешительному выводу, что наше государство утратило суверенитет в сфере определения государственной политики по воспитанию детей.
Основным итогом реализации Концепции станет реформирование государственного аппарата в Украине для создания специализированной системы (включая карательные органы) по делам детей. Декларируется, что назначением этой системы станет только сфера уголовного наказания несовершеннолетних. Однако, ёё реальное применение будет определяться принятыми и принимаемыми нормативными документами. Концепция не дает гарантии, что объектом «воспитательных» усилий этой системы не станут нормальные традиционные семьи. (Концепция декларирует «усиление ответственности семьи…», проведение широкого информирования детей и родителей об их правах и т.д.).
Учитывая приведенные выше факторы, необходимо признать, что принятая Указом президента Концепция является очередным шагом по внедрению в Украине ювенальной системы западного образца.