Забавная люстрация
- Подробности
- Опубликовано 25 Апрель 2014
Как было бы приятно знать, что где-то во власти есть люди, которым не безразличны проблемы рядовых украинцев. Вот, например, приходит такой озадаченный гражданин в какой-нибудь слаженно функционирующий департамент, а там сидит сознательный винтик - чиновник, который помнит, за что получает зарплату. Вежливый и компетентный он выслушивает вашу просьбу, быстренько заполняет нужные бумаги и передает другому винтику по четкой и максимально упрощенной схеме.
Вы бы и рады его отблагодарить за внимательность и расторопность, но чиновник не только вышколен, он честен и этичен. Он деликатно, но твердо обрывает любые намеки на благодарность и говорит – нет, ну что вы, это вам спасибо, что пришли. Приходите еще. Ведь тем самым вы даете мне работу. К тому же, знаете, после люстрации-2014 у многих госслужащих прямо глаза открылись. Они поняли, наконец, для чего чиновникам руки даны. А коррупция, забудьте, это уже пройденный этап. Пора удалить это слово из лексикона…
А судьи? О, честный и справедливый судья, досконально знающий закон и верный присяге – это мечта любого разуверившегося украинца. Неужели когда-то наступит время, когда, придя в суд, можно будет увидеть истинную Фемиду в действии, а не многорукую глухую и косоглазую химеру, которой зачастую представляется Правосудие тем, кто его ищет. И простой человек, увидев Чудо Торжества Законности, вздохнет свободно и счастливо, и даже, может быть, прослезится, понимая, насколько вольно дышится в люстрированной Украине.
Пока это, конечно, лишь мечты, навеянные мегапопулярным нынче политическим брендом «люстрация». Именно брендом - в маркетинговой терминологии. Ибо на большее первые потуги новой власти пока не тянут. Это маркетинговый ход, далекий от реального реформирования. Начавшееся очищение судебной системы выглядит предельно узко, однобоко и слишком заангажировано, чтобы дотягивать до громких лозунгов Евромайдана.
Хотя люстрация по-украински явление само по себе интересное и символичное. Итак, как это будет, кто и за что будет «судить» украинских судей? И, самое главное, принесет ли подобное «жертвоприношение» пользу простым людям?
Вместо улучшений…
Напомним, 8 апреля горячие украинские парламентарии все-таки приняли закон «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине». Он стал первым «камнем» новой люстрационной политики. В кого был брошен этот первый камень? Как будет выглядеть процесс «болезненной реабилитации» судей?
Это будет временная «акция» (сроком до одного года), проводимая специальной следственной комиссией, состоящей из ветеранов судейского корпуса и представителей общественного контроля. Она не предполагает публичного линчевания запятнавших свою репутацию служителей Фемиды. Речь даже не идет о пожизненном лишении их права носить судейскую мантию. Можно сказать, что люстрация по-украински - это временное отлучение некоторых лиц от государственной кормушки. Но обо всем по порядку.
Во-первых, для проверки деятельности того или иного судьи необходима «заявка на люстрацию» – письменное заявление от юридических или физических лиц. Казалось бы, шквал заявок комиссии обеспечен, каждый из 15 ее членов будет обеспечен работой круглосуточно. Однако тут появляется веское «во-вторых». Дело в том, что так называемая люстрация имеет ярко выраженную революционную подоплеку. То есть, спецкомиссию будет интересовать весьма ограниченный круг судей и их грешков. Проверки последуют преимущественно по политическим мотивам и лишь среди судов общей юрисдикции.
Так, согласно закону, люстрации будут подвергнуты, в первую очередь, судьи, уличенные в принятии антимайдановских решений: об ограничении права граждан на протесты в период с 21 ноября до вступления в силу закона, о преследованиях активистов (арестах, штрафах, проведении в их отношении следственных действий, в том числе и негласных). И только последним пунктом в перечне оснований для люстрации стоит такой критерий, как вынесение судьями решений, впоследствии признанных неправосудными Евросудом по правам человека.
В – третьих, состав независимой люстрационной комиссии будут формировать три ветви госвласти в лице Верховного суда, парламента и правительства. Треть контингента составят судьи в отставке, которых должен избрать Пленум ВСУ, остальные 10 участников - это представители общественности с высшим юридическим образованием, которых назначат правительственный уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики и Верховная Рада. (В состав спецкомиссии не могут входить действующие депутаты, госслужащие, судьи, а также правоохранители, уволенные из органов менее 10 лет назад)
В – четвертых, окончательное решение об увольнении судьи будет принимать Высший совет юстиции (ВСЮ) по итогам проверки независимой комиссии. В настоящее время ВСЮ наполняется новыми назначениями, поскольку старый состав уволен. И туда, в отличие от спецкомиссии, проходят и судьи, и депутаты, за которыми останется последнее слово.
В – пятых, новым законом автоматически уволены администраторы судов всех уровней: председатели, их заместители, секретари палат. Кроме того, вводятся и новые правила избрания судей на руководящие должности. Теперь ежегодно в храмах Фемиды будут проводиться выборы, а председателем сможет стать каждый, победивший по итогам тайного голосования, кандидат. Даже тот, что был неделю назад люстрирован…
И, наконец, закон регулирует только вопросы проверки судей по политическим критериям и не касается вопросов их аттестации, то есть, соответствия квалификации.
«Шанс на перевоспитание»
Таковы основные новшества «пробного» люстрационного закона. Чтобы понять принципы и перспективы предстоящего «очищения» рассмотрим некоторые особенности более детально. Например, возникает вопрос – почему начали именно с судей? Ну, тут все просто и логично, ведь исполнительная ветвь власти уже «очищена», ключевые руководящие должности в Киеве и на местах перераспределены, а если кто и остался из старых управленцев, то они полностью подконтрольны новым. Поэтому с более глубокой люстрацией госаппарата можно и подождать. Мелкие нерадивые чиновники, с которыми каждый день имеют дело обычные граждане, под прицел люстраторов не попадают. До законодательной ветви пока не добраться. Правоохранительные органы проводят зачистку по своим глубоко интимным внутренним принципам.
В сухом остатке – только судебная власть. Желанное орудие любого режима. К тому же, что может быть более символичным, чем суд над судьями? Хотя, если спросить у самих украинцев, не только судейство они хотели бы люстрировать. Но и вредителей в белых халатах, разгильдяев - коммунальщиков, коррупционеров из детских садов и школ.
Одно «но» – устроить массовый разгон в больницах, школах и ЖЭКах не позволяет кадровый вопрос. Банально некем заменить уволенных работников. А вот с судьями совсем другое дело. Тут желающие, наверняка, найдутся. Можно даже провести эксперимент и снизить судейскую зарплату в два раза. Все равно магическое притяжение черной мантии обеспечит бурный наплыв претендентов. Потому как, напомним, люстрация – явление непостоянное. Она, по словам главы Люстрационного комитета (детище всеукраинского объединения «Майдан», не путать со следственной комиссией по люстрации) Егора Соболева, мера экстраординарная, как, скажем, переливание крови. То есть, к таким манипуляциям власть не собирается прибегать регулярно. И, с большой вероятностью, после некоторой встряски все опять встанет на свои места.
Впрочем, и грядущий судебный «переворот», как мы уже сказали, позволит уволить только тех служителей Фемиды, которым не повезло оказаться причастными к разгону Майдана. Или тех, чьи решения стали предметом реагирования Евросуда. Остальных новая власть помиловала. У них появился второй шанс. К примеру, такие рассадники коррупции, как хозяйственные суды, вообще вышли сухими из воды! Уникальный подход! Судьи, которые выносили заведомо преступные решения, отбирая у граждан жилье и земельные участки по схемам черных риэлторов, служили инструментом рейдерских захватов и карательным молотом милицейско-прокурорского «синдиката», фактически остались за кадром люстрации в Украине. А ведь именно от них все эти годы страдали рядовые граждане!
Правила меняются, игроки остаются
По этой причине интернет-пользователи уже прозвали новый закон «недолюстрацией». А правозащитники предрекли ему неизбежный провал. Дескать, таким образом, доверия к судебной системе не вернуть и не сделать ее по-настоящему независимой.
«Закон конъюнктурный. Судей поделили на тех, кому повезло не рассматривать дела Майдана, и тех, кто их рассматривал. Почему это не касается судей, которые работали раньше и замешаны еще позорнее в коррупционных деяниях? Если хотели восстановить доверие к судьям, то нужно их всех переаттестовывать, проводить проверку материального состояния”, – считает председатель правления Судебной ассоциации Украины Екатерина Тарасова.
Вместо этого мы имеем, с одной стороны, политические репрессии, с другой – слабую попытку обезглавливания судебной гидры. Почему слабую, спросите вы, ведь, как ни крути, прежняя административная вертикаль уничтожена? Верхушка судебных органов всех юрисдикций и уровней автоматически лишилась насиженных мест. Увы. Что касается революционной, по сути, нормы об отставке всего руководства и избрании новых судоначальников коллективами самих судов, она могла бы сработать… при условии фактического увольнения, а не простого смещения с административных должностей.
Объясним. Новых председателей судов, их заместителей и секретарей палат теперь будет выбирать собрание судей соответствующего суда. Выборы. Каждый украинец знает, что это такое. Закон же, как ни странно, не устанавливает никаких ограничений. То есть, уволенные функционеры, набрав нужное количество голосов, могут тут же вернуться в свои кресла. Правда, законодатель существенно сократил срок полномочий председателя суда – до 1 года (ранее было до 5 лет). Но, несмотря на это, в СМИ уже появились сообщения о том, что экс-руководители киевских и специализированных судов начали торг за голоса избирателей. Забавная штука получается, не так ли? Правила меняются, но суть игры остается неизменной. Как и сами игроки…
Забытый критерий
Напоследок хочется привести фразу украинского политолога Сергея Кемского, погибшего 20 февраля на Майдане: «Мы нуждаемся в юридических инструментах, через которые общество будет влиять на законы и лиц, которые должны воплощать их в жизнь. В идеале – должности глав райотделов милиции, районных судей, прокуратур и т.д. должны быть выборными. Некоторые считают, что общество не готово к такому количеству выборов, поэтому на сегодня можно ограничиться правом общины увольнять любого чиновника, который работает на этой территории». Такой подход он называл «постоянно действующей люстрацией» и предлагал сделать единое основание для отставки нерадивых чиновников или продажных правоохранителей – «утратил доверие граждан».
Думается, только такая люстрация и может помочь Украине. Главным критерием должна быть не сиюминутная политическая блажь, не шкурная избирательность власти, а мера народного доверия. И правила должны быть одинаковыми для всех, будь то рядовой чиновник или фаворит президентской гонки. Иначе пресловутая украинская люстрация, давшая второй шанс судьям-коррупционерам, не оставит не единого шанса украинским гражданам.