Религия как глобальный бизнес-проект

Вера в чудо — неотъемлемая часть религиозного миро­воззрения. И это весьма забавно: с одной стороны, церков­ные иерархи утверждают, что вера в доказательствах не нуж­дается, с другой, верующие постоянно слышат от них и рас­сказывают друг другу про какие-то чудеса, «не объяснимые наукой». То где-то икона заплачет, то про Туринскую плаща­ницу в очередной раз разговор заведут — якобы ее существо­вание является одним из свидетельств воскресения Христо­ва, — то о чудотворных мощах вдруг новостная программа расскажет.

Александр Никонов — убежденный атеист и известный специалист по развенчанию разнообразных мифов — анализирует тексты Священного Писания. С неизменной иронией, как всегда логично и убедительно, автор показывает, что Ветхий Завет — не что иное, как сборник легенд древних скотоводческих племен, впитавший эпосы более развитых цивилизаций, что Евангелие в своей основе — перепевы мифов древних культур и что церковь, по своей сути, — глобальный коммерческий проект.

Книга несомненно "заденет религиозные чувства" определенных слоев населения. Тем не менее прочесть ее полезно всем — и верующим, и неверующим, и неуверенным.
Это книга не о вере. Вера — личное, внутреннее, интимное дело каждого человека. А религия и церковь — совсем другое…

 

От автора

 

Во время написания этой книги я побывал в Киеве и не пре­минул посетить главную достопримечательность города — Киево-Печерскую лавру. Там в подземных коридорах по­коятся мощи христианских святых в специальных гробиках, покрытых стеклом.

 

 

Всем известно, что христиане, словно амазонские дика­ри, очень любят засушивать и расчленять трупы уважаемых людей, а потом гастролировать с сушеными кусочками по всей стране и давать верующим эти кусочки трупов целовать. Целование засушенной человечины — любимое развлече­ние христиан. Вот и по узким туннелям Лавры бродят боговерующие со свечками и припадают к мощам, стараясь пере­целовать все подряд. Зрелище шокирующее и довольно тош­нотворное. Ей-богу, киевский музей канализации выглядит опрятнее!.. Представьте себе заляпанное тысячами рук и губ, покрытое слоем грязи и кожного сала стекло, которое, вы­строившись друг за другом, по очереди целуют фанатики. Вот так и вымирали в Средневековье европейские города от чумы. Из-за глупой веры в чудо...

 

 

 

Не менее шизофренично выглядит и ситуация, когда одна ветвь христианства считает некое явление чудом, а другая нет. Скажем, так называемое явление благодатного огня в Иеру­салиме сегодня считает чудом только самая отсталая из хри­стианских церквей — русская православная. Остальные на ду­рачков уже не рассчитывают и честно признаются: это просто обряд, имитация, а никакое не чудо. А православные источ­ники на голубом глазу пишут: «Одним из самых замечатель­ных Божиих чудес является сошествие благодатного огня на святой Гроб Господень под светлое Христово Воскресение в Иерусалиме.

 

 

Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности».

 

 

Что же это за «явное чудо» такое?

 

 

Накануне православной Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня еврейский бог Яхве (ставший по совмести­тельству и христианским) сотворяет удивительное чудо, до­ступное любому ребенку, — зажигает огонь. Этот огонь, од­нако, «самовозгорается» не у всех на виду! Принцип здесь тот же, что и у всех прочих фокусов: пропажа или возникно­вение предмета осуществляется не прямо на глазах у изумлен­ной публики, а под прикрытием платочка или в темном ящи­ке, то есть скрытно от зрителей. Два священника высокого ранга заходят в небольшую каменную каморку, которую на­зывают кувуклией. Это особое помещение внутри храма, типа часовенки, где якобы располагается каменное ложе, на котором лежало тело распятого Христа. Зайдя внутрь, два попа закрывают за собой дверь, а через некоторое время вы­носят из кувуклии огонь — горящую лампаду и пучки пыла­ющих свечек. К ним тут же кидаются толпы фанатиков, что­бы зажечь от благодатного огня принесенные с собой свечки. Считается, что огонь этот в первые минуты не жжется, поэто­му впавшие в экстаз паломники, которые до этого много ча­сов томились в ожидании, «омывают» им свои лица и руки.

 

 

«Во-первых, огонь этот не обжигает, что является дока­зательством чуда, — пишут сотни верующих на десятках форумов. — А во-вторых, чем, как не Божьим чудом, можно объяснить, что при такой скученности народу и таком коли­честве огня в Храме никогда не было пожаров?»

 

 

Не жжется?.. Не было пожаров?..

 

 

Совсем недавно власти Израиля объявили о намерении построить запасной, пожарный выход из храма Гроба Го­сподня. Не дело это, когда внутри храма проводятся огнен­ные забавы, а вход-выход в помещение только один. По пра­вилам пожарной безопасности должен быть еще один с ава­рийным освещением и надписью «выход». А то и до беды недалеко!..

 

 

Христиане, конечно, протестуют против строительства пожарного выхода, называя это кощунством. Но израиль­ское правительство настроено жестко. Министр по делам Иерусалима в израильском правительстве заявил, что запас­ный выход будет создан в любом случае: «Если не удастся до­говориться, мы сделаем это в одностороннем порядке». И эту жесткость можно понять: храм уже несколько раз горел, что не удивительно при такой старой постройке, такой тесноте и огромном количестве беснующихся фанатиков с огнем. Во время одного из пожаров в храме заживо сгорели 300 че­ловек. А в другой раз из-за пожара у храма даже обвалился купол, серьезно повредив при этом кувуклию с «могилой» Христа. Ругаясь на то, что пожарный выход изменит истори­ческий облик здания, эксцессы подобного рода (с обруше­ниями) попы, видимо, изменением исторического облика не считают...

 

 

Тем не менее быличка о том, что «чудесный» огонь не жжется, продолжает ходить в среде верующих. Они во­зят пламенем свечек туда-сюда по подбородкам, проводят над пламенем ладонями и кричат, что ничего не чувствуют. Это совершенно не удивительно для людей в состоянии транса. В Болгарии и некоторых других странах есть инте­ресный народный обычай - танцы на раскаленных углях.

 

 

 

Это гораздо сложнее, чем быстро пронести руку через пламя свечи, но ни о каком чуде артисты не говорят. Просто во вре­мя танца они входят в состояние транса, после чего вылета­ют босыми ногами на красные угли и пляшут уже на них. Никаких ожогов.

 

 

Впрочем, для того чтобы повторить трюк иерусалимских фанатиков, не нужен даже и транс. Можете сами попробо­вать. Я знаю человека, который осуществил этот смелый экс­перимент. Он купил пучок свечек, запалил их и возил огнем по подбородку. Говорит, жжется только слегка, но на сле­дующий день ощущение от жжения забывается, и остается только легкое эйфорическое воспоминание от того, что все по­лучилось. Технология проста — возить огнем по лицу в райо­не подбородка или проводить рукой сквозь пламя надо бы­стро. Именно так паломники и делают, в чем может убе­диться каждый, посмотрев телевизионную хронику с места события. И многие из них — те, что недостаточно проворны, — таки обжигаются «нежгущим» огнем! Они выходят из храма с ожогами и опаленными бородами.

 

 

Собственно говоря, имея голову на плечах, эксперимен­тов с поджогом собственной бороды можно было бы и не ста­вить. И без того ясно, что борода загорится, а огонь сильно жжется, поскольку верующие от этого огня зажигают свои свечки. А для этого необходима температура, которой с из­бытком хватит для того, чтобы воспламенить бороду!..

 

 

Эти игры с огнем в храме Гроба Господня несут на себе столь явный след язычества, что о нем с неудовольствием пишут даже некоторые православные священники. Действи­тельно, с каменного века огонь — вещь непонятная и потому сакральная. С помощью дежурств и бесперебойной доставки топлива кроманьонцы постоянно поддерживали огонь в пе­щерах, когда еще не умели извлекать его сами, а пользовались только случайно добытым природным источником пламени, например, вспыхнувшим от удара молнии деревом. Архео­логи утверждают, что по толщине слоя пепла в некоторых пещерах можно утверждать, что огонь, не угасая, горел в них столетиями. И потеря огня была величайшей трагедией. Не удивительно священное чувство, выработавшееся к этой странной горячей субстанции. Которое маленько поутихло, когда огонь научились добывать «искусственно». Но тради­ция «вечного огня» все равно осталась: точно так же, как люди еще долго продолжали делать обрезание кремневыми ножами, даже после изобретения бронзы, так и в некоторых языческих храмах жрецы продолжали десятилетиями под­держивать «священный» вечный огонь, не давая ему затух­нуть ни на секунду - несмотря на изобретение кресала.

 

 

Через огонь прыгали славяне в ночь на Ивана Купалу, ему поклонялись и использовали в ритуалах язычники всех стран и народов, им омывают подбородки фанатики в храме Гроба Господня. Это преклонение перед пламенем проникло даже в светские ритуалы — вспомните о Вечном огне в честь павших на войне солдат. В чистом виде рудимент язычества! И даже глубже: обряд, докатившийся до наших дней из пе­щер кроманьонцев...

 

 

Пару слов надо сказать и о самом иерусалимском храме Гроба Господня. Через сотни лет после того как распяли Христа, христианские начальники озаботились производством разнообразных святынь. Поскольку никаких исторических свидетельств того, куда именно было перенесено тело Христа после распятия, не было, церковники просто назначили та­ковым то место, где сейчас стоит храм Гроба Господня. Меж­ду тем именно сюда-то и не могли отнести тело Иисуса, по­скольку раньше на этом месте стоял языческий храм Венеры!..

 

Какое-то время в храме Гроба Господня соблюдался пере­нятый у язычников обычай поддержания неугасимого огня в кувуклии, который потом трансформировался в «чудо» его ежегодного «самозарождения» на Пасху. (Во всяком случае, исторические свидетельства четвертого века доносят до нас информацию именно о поддержании огня, а не его «само­возгорании» по расписанию.)

 

 

Мой боговерующий друг Валера Чумаков, который перио­дически промелькивает в разных моих книгах, с пеной у рта готов часами доказывать «божественную чудесность» этого явления. Он не верит в спички и зажигалку «Ziрро». Он верит в то, что Создатель Вселенной, спокойно наблюдающий, как в Третьем мире тысячами умирают от голода дети, размени­вается на дешевый фокус, который может сделать любой дурак с коробком спичек. А вместе с ним в это верят сотни ты­сяч россиян.

 

 

Не зря говорят: вера слепа. И глупа...

 

 

Единственное «доказательство», которое приводит бого­верующий Валера в пользу чуда, такое трогательное, такое по-детски наивное, что я не могу его не привести:

 

 

— Если бы это был обман попов, а не Божье чудо, за сотни лет кто-нибудь непременно раскрыл бы его и заработал мил­лионы!

 

 

Эти инфантильные слова о каких-то мифических «мил­лионах» за разоблачение дешевого фокуса говорят очень мно­гие верующие. Им и в голову не приходит поинтересоваться, откуда же возьмутся деньги?

 

 

— Ну, откуда-нибудь непременно должны взяться! — го­ворят христиане. — Кто-нибудь да заплатит.

 

 

Интересно, если завтра я раскрою какой-нибудь из цирко­вых трюков, кто-нибудь даст мне хотя бы сотню долларов?.. А ведь цирковые фокусы на порядки сложнее чирканья за­жигалкой! То, что происходит в храме Гроба Господня, даже фокусом назвать нельзя! Ну какой это фокус, если мужик со свечками уходит с глаз публики за кулисы, потом выносит оттуда эти свечки горящими и заявляет, что они сами вспыхнули?!. А публика в восторге ревет и рукоплещет.

 

 

Кто заплатит хотя бы доллар за такое «разоблачение»? И что там разоблачать? Слова «фокусника» о том, что он ви­дел чудо?.. Да и кто пустит «разоблачителя» в кувуклию?.. Меж­ду прочим, древнеегипетские жрецы за несколько тысяч лет до нашей эры трюк с огнем проводили с гораздо большим изяществом, чем это делают сегодня в Иерусалиме. С по­мощью несложной химии египтяне добивались внезапного возгорания свечей прямо на глазах у потрясенных верующих. Вот чудо так чудо!.. Это во-первых.

 

 

А во-вторых, беда православных христиан, проживающих в России, состоит не только в их полной инфантильности, но и в безграмотности. Они просто не в курсе, что «фокус» давно разоблачен, причем самими церковниками, и разобла­чения эти опубликованы.

 

 

В середине XX века профессор кафедры Священного пи­сания Ветхого Завета и кафедры древнееврейского языка, магистр богословия и протоиерей Александр Осипов, пере­лопатив огромный исторический материал, показал, что ни­какого «чуда самовозгорания» никогда не было. А был древ­ний символический обряд благословения огня, который за­жигали священники над Гробом Господним в кувуклии.

 

 

Примерно в то же время, что и Осипов, похожую работу провел магистр богословия, доктор церковной истории, по­четный член Московской духовной академии, а также член двух Поместных Соборов профессор Н. Успенский. Человек он в церкви непоследний и очень уважаемый, награжден­ный целой кучей церковных орденов... Так вот, в октябре 1949 года на Совете Духовной академии он сделал обширный научный доклад об истории иерусалимского огня. В котором констатировал факт обмана паствы и даже объяснил причи­ны возникновения легенды о самовозгорании:

 

 

«Перед нами стоит еще вопрос: когда появляются сказа­ния о чудесном происхождении Святого огня и что было при­чиной к их возникновению?.. Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве об истин­ном смысле обряда Святого огня, в дальнейшем они (иерар­хи. — А. Н) оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позд­нее стало невозможным делом без риска за личное благо­получие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось — совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог "как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы"».

 

 

А что касается морального аспекта этого обмана, Успен­ский восклицает: «Сколь велика и священна в православном отечестве молва о возжении Святого огня, столь тягостно для взоров и сердца самое зрелище оного в Иерусалиме».

 

 

Выслушав доклад Успенского, церковники возмутились: зачем выворачивать грязное белье перед верующими? Тог­дашний ленинградский митрополит Григорий Чуков вы­разил общее мнение: «Я не хуже вас знаю, что это только благочестивая легенда. По существу - миф. Знаю, что есть в практике церкви немало и других мифов. Но не разрушай­те легенд и мифов. Ибо, сокрушая их, вы можете сокрушить в доверчиво верующих сердцах простых людей и саму веру».

 

 

Простые люди - это простаки, которые без обмана ве­рить не смогут...

 

Ну что тут скажешь, кроме того, что возмутитель спокой­ствия Успенский — честный человек?.. Встречаются такие и среди попов. И, кстати, немало! Вот еще несколько приме­ров священников, выступивших с разоблачением обмана...

 

 

Однофамилец профессора Успенского — епископ Порфи-рий, живший еще при царе-батюшке, издал в конце XIX века книгу, в которой рассказал следующую историю... Порфирий этот тоже, кстати, непоследний человек в церкви, именно он был организатором первой русской миссии в Иерусалиме. То есть он знал, о чем писал:

 

 

«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Пале­стины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусали­ме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в ве­ликую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удо­стовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патри­арха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время по­лучения огня и зорко смотреть, как он является, и присо­вокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге.

 

Наместник Петроаравийский Мисаил, и назаретский ми­трополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что де­лать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в ку­вуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущей­ся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было сми­ренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религи­озные дела, и послан был к нему драгоман Святогробской оби­тели, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского бого­служения, и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня.

 

 

Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одно­го Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо Великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часов­ни Святого Гроба».

 

 

Не зря, почти буквально повторяя мысль древнерим­ских языческих мыслителей о пользе религии для просто­народья, христианский епископ Синезий в начале V века писал: «Народ положительно требует, чтобы его обманыва­ли, иначе с ним невозможно иметь дела». Ему вторит Гри­горий Богослов (IV век): «Надо побольше небылиц, чтобы производить впечатление на толпу: чем меньше она понима­ет, тем больше восхищается. Наши отцы и учителя не всегда * говорили то, что думали, а то, что влагали в их уста обстоя­тельства...»

 

 

И еще пара слов о моральном облике кротких христиан. Храм Гроба Господня принадлежит в равных долях целой куче христианских конфессий — римско-католической, греко-православной, армяно-григорианской, сирийской, коптской и эфиопской церквям. И живут они в этом Храме отнюдь не по заповедям Христовым, подставляя вторую щеку, а как пауки в банке. Несмотря на то что помещение храма Гроба Господня четко поделено между различными конфес­сиями, там часто вспыхивают тяжелые конфликты. Однаж­ды после грандиозной драки двенадцать коптских монахов были доставлены в больницу. Интересно, кастетами дрались или лампадами?..

 

 

В другой раз прямо в кувуклии подрались патриархи, которые входят туда за «чудесным огнем». Один из них на­чал силой отнимать у другого горящие свечи, чтобы первым выйти с ними и раздать народу. В результате завязавшейся потасовки иерусалимский патриарх Ириней победил армян­ского патриарха, свечи последнего во время драки потухли. Тогда находчивый армянин достал из кармана зажигалку и зажег свои свечи, после чего вынес их из кувуклии в толпу. Коммуналка!..

 

 

Происходили подобные безобразные сцены и раньше. Тот же епископ Порфирий пишет, как в 1853 году «в Свято-гробском храме после обедни подрались сперва сирияне и армяне, а потом армяне и православные. Поводом к драке послужило разладье армян и сириян за одну келью в ротонде Гроба Господня, которой требовали сирияне от армян, как своей давней собственности, а эти не хотели возвратить ее. ...Армяне, не разобрав, кто чей, ударили двоих-троих наших, и оттого драка стала общая. Никто не был убит. Армянские монахи принимали участие в общей свалке. Один из них ринул скамью на православных сверху ротонды. Но, к сча­стью, они заметили ее и расступились. Она упала на пол. Ее тотчас изломали в куски и ими начали бить армян...»

 

 

В «Записках паломника 1869 года» читаем: «Перед вече­ром в Великую пятницу в храме Гроба Господня произошла страшная драка между армянами и греками. Греческий мо­нах заправлял лампаду в ротонде Гроба Господня на границе храма между православными и армянами; лестница стояла на армянской половине; ее из-под монаха выдернули, и он упал без чувств на пол; бывшие тут греки и арабы за него вступились, и началась драка; у армян, по всей вероятности умышленно ее затеявших, нашлись палки и даже камни, ко­торыми бросали в греков, и прибегало на помощь много ар­мян из ближайших монастырей».

 

 

Святые люди! И народ верит, что им совесть не позволит обманывать паломников, производя поддельное чудо!..

 

 

Каких только небылиц не придумали люди вокруг об­ряда самовоспламенения «святого огня»! Если вы поговорите с верующим, можете услышать, например, что патриарха, который входит в кувуклию, раздевают и обыскивают перед этим, чтобы он не пронес с собой зажигалку. Обыскивают также и саму кувуклию. Причем не кто-нибудь, а... полиция!

 

 

Все это — дичайший бред. Никто никого не обыскивает, разумеется. Вы только представьте: голого патриарха шмона­ют, заставив, как в тюрьме, нагнуться и раздвинуть ягоди­цы! Других дел у полиции нет!.. Чтобы убедиться в бредовости этих сказок, не обязательно даже ехать в Иерусалим. Достаточно посмотреть видеозапись церемонии... Но 99 % российских православных на церемонии не были и посмо­треть ее в записи не удосужились. Зато с удовольствием рас­сказывают друг другу байки про обыск и проч.

 

 

Как я уже говорил выше, только русская православная церковь все еще поддерживает в своих прихожанах огонек об­мана, всерьез говоря о чуде нисхождения благодатного огня.

 

 

 

Ни католики, ни даже армянские и греческие православные не утверждают, что огонек зажигает Господь. А между про­чим, представитель армянской церкви — как раз один из тех двух людей, которые входят в кувуклию. Так вот, армянские священники, которые относятся к своей пастве посерьезнее, чем русские попы, о чуде не говорят. Напротив, они прямо утверждают, что огонь вовсе не сходит с небес самым рас­чудесным образом, а его зажигают от ранее внесенной в ку­вуклию лампадки возле Гроба Господня.

 

 

Не далее как в 2008 году, отвечая на вопросы российских журналистов, патриарх Иерусалимский Феофил окончатель­но поставил точку в этом вопросе, сказав, что сошествие огня — всего лишь обычная церковная церемония, представ­ление - такое же, как и всякие другие: «Репрезентация того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру».

 

 

Это признание вызвало грандиозный скандал. Не в мире, разумеется, где в чудо самовозгорания никто не верит, а на одной шестой православной части света, где еще в изобилии живут совершенно нетронутые интеллектом деревенские ло­пухи и их пастыри. Наши церковные иерархи сами все знают про обман верующих, но с трибуны вынуждены защищать ложь. Не все, правда. Иерусалимского Феофила фактически поддержал известный российский православный публицист Андрей Кураев, который присутствовал на пресс-конферен­ции Феофила и слышал правду своими ушами.

 

 

Именно его принципиальная позиция и послужила по­водом для скандала. Дело в том, что делегацию журналистов в Иерусалим возил Фонд апостола Андрея Первозванного, возглавляет который глава РАО «РЖД» Владимир Якунин. Человек он весьма боговерующий, поэтому фонд проводит массу чрезвычайно дорогостоящих мероприятий. Надеюсь, не на народные деньги...

 

 

Так вот, Якунин был чрезвычайно возмущен позицией Кураева. Он даже публично призвал церковное начальство примерно наказать дьякона, чтобы тот не смел больше правду говорить. И я Якунина понимаю: тебя на деньги фонда в Иеру­салим свозили, а ты вздумал еретические сказки повторять! Наглость какая!

 

 

После этого в некоторых изданиях были опубликованы поддельные интервью с Феофилом, в которых тот якобы под­тверждал «чудесность» огня. Изготовившая их журналистка надергала из Интернета легенд, вложила Их в уста Феофила и максимально затушевала его настоящий ответ. Впослед­ствии фальшивка была разоблачена, но разве это может по­колебать истинную веру?..

 

 

Истинную, то есть фанатичную веру никакими фактами не свернешь! Я встречался с Якуниным на одном из между­народных конгрессов. Смотрел в голубые глаза железно­дорожного олигарха и думал: это ж надо! дожить до седых волос и сохранить этакую незамутненность мысли! Какая воисти­ну шизофреническая двойственность сознания! С одной стороны — государственный человек, мыслит масштабами страны, мыслит системно, непростыми экономическими и прагматическими категориями. С другой, он, как ребенок, верит в фокус с оторванным большим пальцем, который по­казывают трехлетним детям.

 

 

А вы знаете, почему для православных так ценна эта вера в чудо нисхождения огня без спичек? В том числе потому, что это один из главнейших поводов похвастаться перед ка­толиками! Если вы не пожалеете пары дней и полазаете по православным сайтам, то увидите, что в среде самых дре­мучих верующих периодически мелькает: «Наша вера право­славная — самая истинная. Только у нас есть такое чудо, как нисхождение благодатного огня! Католикам не дано. Тем са­мым Господь показывает святость православия и ересь ка­толичества». (По серости православные не догадываются, что у католиков тоже есть свои чудеса, и ничуть не хуже. О них мы поговорим ниже.)

 

 

Все это православное хвастовство детский сад напомина­ет, не правда ли? А у меня вон какое стеклышко!.. А меня зато мама больше любит!..

 

 

...Казалось бы, теперь, после многочисленных разоблаче­ний и признаний христианских иерархов самого высокого уровня, вопрос с иерусалимским «чудом» закрыт раз и на­всегда. Обсуждать там больше нечего. Ан нет! Каждый год НТВ, РТР и Первый канал перед Пасхой показывают репор­тажи из Иерусалима, в которых корреспонденты на полном серьезе несут пургу о «чуде».

 

 

Стыдобища...

Скачать книгу


Чтобы оставить комментарий Вам надо зарегистрироваться на сайте

Мы ВКонтакте

 

Сайты


Статистика

Посетители
721
Материалы
2021
Количество просмотров материалов
10240051

Интернет Ресурсы