Г. Форд. Искусство жить по человечески или железная рука капитализма

Очень показателен с точки зрения хозяйственной идеологии Генри Форда административный принцип, в соответствии с которым строился организационный порядок на всех без исключения фордовских предприятиях. Этот принцип был ранее положен в организацию самих Соединённых Штатов Америки и теперь, воспринятый “величайшим сыном своего времени” как Священное Писание, с успехом внедрялся в машиностроительную индустрию. Звучал он так: как можно меньше административного духа в деловой жизни и как можно больше делового духа в административном деле. На практике это означало, что все работники фордовского предприятия относились к категории материально ответственных лиц. Фордом была установлена жесточайшая круговая порука. За малейшую провинность или незначительный брак могла быть наказана не только рабочая бригада, но и весь цех в целом.

На рабочем месте запрещалось разговаривать, курить, петь песни, смеяться, принимать пищу, отходить “по делам” и так далее. Регулировалась даже личная жизнь, которую работник вёл за пределами завода. Так, донесение о том, что какой-либо работник слушает на досуге джазовую музыку, служило основанием для занесения того в ряды неблагонадёжных, а то и вовсе для увольнения с работы. Фраза “кто играет джаз – тот родину продаст” – отнюдь не советского происхождения. Увольнение с завода Форда в большинстве случаев значило то, что уволенный не найдёт себе другой работы в этом городе. За красивыми лозунгами типа: “нет административным привилегиям” и “долой чиновное неравенство” нередко скрывались заветы любить своё начальство и относиться к нему так, как будто бы начальство – это такие же простые рабочие, как и все остальные.

Однако Форд не был бы Фордом, если бы ограничился только лишь карательными мерами. Его заводы – возможно первое в мире место, где был установлен минимальный размер оплаты труда. Тогда он составлял 2 доллара в сутки. В 1914 году фордовский МРОТ увеличился до 5 долларов. Также впервые в Америке рабочие увидели 8-часовой рабочий день, пятидневную рабочую неделю и десятидневный оплачиваемый отпуск. И все эти благие начинания Генри Форда не создавали для него моральных преград для введения на производстве системы тесных наказаний, кровавых разгонов собраний и стачек и притеснения профсоюзных органов. “Рабочий должен работать, а не болтаться перед дверями профсоюза, клянча деньги. А в том, чтобы он работал – и состоит мой перед ним священный долг”- исповедовался Форд в своей книге 1922 года “ Моя жизнь и работа”.

В общем, если верить Форду, рабочих он любил, хотя, как это часто случается в жизни, весьма и весьма странною любовью. Вот кого он действительно ненавидел на протяжении всей своей долгой жизни, так это политиков и спекулянтов. Форд писал: “спекуляция произведёнными кем-то другим продуктами не имеет ничего общего с трудовой деятельностью. Всякая спекуляция значит не больше и не меньше, чем наиболее пристойный вид воровства и обмана. Спекуляцию невозможно искоренить путем законодательства. Вообще, путем законодательства можно мало чего добиться: оно никогда не бывает конструктивным и часто просто бесполезно. Просто оно неспособно выйти за пределы полицейской власти, и поэтому ждать от наших правительственных инстанций в Вашингтоне того, что они сделать не в силах, значит попусту тратить время. До тех пор, пока мы ждем от законодательства, что оно победит нищету и устранит из мира неравенство, нам придётся лицезреть, как растет бедность, и умножаются чиновничьи привилегии”.

Помимо притеснения рабочих, Форда также часто, и часто небезосновательно, обвиняли в антисемитизме и национализме, который порой доходил до шовинизма. Известно, что на его заводах не работало ни одного темнокожего специалиста. Даже обслуживающий персонал (грузчики, уборщики мусора, сторожа и посудомойки) принимались на работу исключительно в соответствии с национальным цензом. В 20-е годы Генри Форд оплатил несколько десятков изданий “Протоколов сионских мудрецов” и субсидировал их распространение по всей континентальной Европе. В купленной им газете “Dearborn Independent” Форд периодически печатал собственные рассуждения на тему всемирного еврейского заговора, где доказывал, что, якобы, именно лица еврейской национальности мешают общественному и производственному прогрессу в США и Европе. Данные рассуждения нашли логическое завершение в изданной им книге чисто фашистского толка “Мировое еврейство: исследование еврейского вопроса”. Не обошлось без участия миллиардера и в материально-техническом оснащении немецкой армии в период подготовки к Второй Мировой Войне.

Сам Гитлер называл его своим вдохновителем и ближайшим сподвижником, а тот возлагал на Гитлера роль едва ли не последней надежды человечества. Позднее, после разгрома гитлеровских войск весной 1945, Форд попытается откреститься от своего кумира, заявив, что его дружба с Гитлером – всего лишь клевета. Но факты – вещь суровая. Вот что писал фюрер в “Майн Кампф”: “Каждый год дает евреям все больше и больше контроля над производителями 120-миллионной нации США. Лишь один великий человек, Генри Форд, вызывает у них ненависть тем, что сохраняет полную независимость”. Перед началом войны Гитлер вручил Форду Большой Крест Немецкого Орла – в знак признательности за его вклад в развитие немецкой каучуковой промышленности. 

Подробнее
 

Комментарии   

 
#1 Юрий 19.03.2012 13:21
На счет Гитлера: если бы он отбросил коньки в 1938-м то он бы оставался для Германии и Форда великим человеком
 

Чтобы оставить комментарий Вам надо зарегистрироваться на сайте

Мы ВКонтакте

 

Сайты


Статистика

Посетители
721
Материалы
2021
Количество просмотров материалов
10242645

Интернет Ресурсы