Зачем власти понадобилась «жандармерия»? А?

В провластной Партии регионов предлагают сформировать в Украине новое вооруженное формирование - специальные правоохранительные структуры с военным статусом. Такое предложение содержится в проекте закона о Государственной службе правопорядка, авторами которого являются "регионалы" Василий Грицак и Валерий Коновалюк. Соответствующий законопроект № 10579 (Проект Закону про Державну службу правопорядку) находится на рассмотрении в профильном комитете Верховной Рады.

Законопроектом предлагается, что уже с 1 января Госслужба правопорядка, созданная в системе МВД, заменит собой Внутренние войска (ВВ), но с более широкими полномочиями. В частности, она (а новую структуру в СМИ уже успели окрестить «жандармерией») будет обеспечивать защиту конституционного строя от попыток его изменения или свержения, а также защищать государственную власть от попытки ее захвата насильственным путем, в ее обязанности будет входить противодействие массовым уличным беспорядкам и вооруженным конфликтам на границе, борьба с терроризмом, и даже отдельное от милиции патрулирование улиц.

 

Данный законопроект вызывает серьезное недоумение, начиная уже с базовых предложений. Создается впечатление, что авторы законопроекта решили просто во что бы то ни стало «прокукарекать», засветившись со своей инициативой перед избирателями, но имея при этом очень слабое представление о теме. Либо же как раз разбираясь, но под видом малопонятной для широкой общественности инициативы преследуя весьма нужные Януковичу и компании цели (недаром авторами законопроекта выступили не органы исполнительной власти, которых можно было бы уличить в развитии карательной машины, а господа из ПР).

Начнем с того, что с провозглашением независимости Украины и ее выбором «европейского» демократического пути развития, очень большие вопросы в цивилизованном мире стала вызвать такая «советская» структура, как Внутренние войска МВД Украины. Сам смысл названия этой структуры сводится к понятию «внутренняя армия», т.е. предназначенная не для отражения внешних угроз, а для войны с врагом внутренним. Проще говоря,  для войны с собственным народом. Определение этой структуры как военной, а представителей ВВ как военнослужащих, только подчеркивал данный статус.

Заметим, что и украинское законодательство, определяя в свое время функции Внутренних войск МВД Украины, не сильно корректировало задачи бывших советских ВВ как правопреемника небезызвестных войск НКВД. Это охрана важных государственных объектов (стратегических мостов, АЭС и т.п.), внешняя охрана мест заключения, конвой заключенных, охрана правопорядка на улицах городов, оцепление и контроль во время проведения массовых мероприятий и пр. По сути, главное изменение, произошедшее за все это время, свелось к выделению из ВВ Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний (Государственная пенитенциарная служба Украины).

На самом деле выделение этой структуры из ВВ было задумано лишь как начало масштабных и радикальных изменений Внутренних войск с целью превращения их из структуры, свойственной лишь тоталитарным державам, в привычную европейцам правоохранительную структуру типа жандармерии, карабинеров или национальной гвардии (не путать с Нацгвардиями штатов США, где эти структуры по сути являются резервом Минобороны в каждом штате и интегрированы в это ведомство). Еще 18 августа 2003 года Леонид Кучма, будучи тогда президентом, подписал Указ "О преобразовании Внутренних войск МВД в невоенное формирование". Это означало, что "солдаты правопорядка", как называют себя сами товарищи из ВВ, должны были до конца 2004 года перестать быть военными и получить статус специальной правоохранительной госструктуры.

Но «лобби НКВД» победило (кстати, это не такая уж и шутка – не так давно мне в главке ВВ товарищ с большими звездами на погонах так прямо и заявил: «Вы должны понимать, что это – НКВД!»).Начатые Кучмой реформы застопорились, и, самое удивительное, при прозападном но бесхребетном Ющенко они также не сдвинулись с места. Так «украинский НКВД» дожил до Януковича, шустро встав на службу тем, кого ранее стерег табунами своих вертухаев на бесчисленных советских зонах.

Сейчас в пояснительной записке к своему законопроекту регионалы пишут: «Зазначеним проектом закону пропонується внутрішні війська МВС України перетворити у державний правоохоронний орган спеціального призначення – Державну службу правопорядку, який діятиме в системі Міністерства внутрішніх справ України як військове формування…». Проще говоря, речь не идет о смене статуса этой структуры, о чем шла речь ранее, меняется лишь вывеска. А сами «новые ВВ» остаются прежней «внутренней армией», предназначенной для вооруженной борьбы с «внутренним врагом».

При этом авторы придумали весьма странное «обоснование», почему эта «внутренняя армия» не противоречит нормам ЕС. Они пишут в пояснительной записке: «Відповідно до статті 13 Європейського етичного кодексу поліції “Поліцейські органи повинні виконувати свої правоохоронні функції в цивільному суспільстві під керівництвом цивільної влади”. Це не забороняє їм мати військовий статус, бо в коментарях до статті йдеться про різні моделі національних структур: “Організаційна структура поліції – цивільна або військова – сильно відрізняється в різних європейських країнах. У Західній та Північній Європі поліція, як правило, цивільна. У багатьох країнах Центральної і Східної Європи – поліція організована за військовим принципом. В південній частині континенту існують обидві моделі, а в деяких країнах навіть співіснують».

Как видим, все перевернуто с ног на голову. Европейский кодекс гласит, и регионалы его цитируют, что «полицейские органы должны выполнять свои правоохранительные функции в цивилизованном обществе под руководством гражданской власти». При этом они могут иметь гражданскую или военную организационную структуру. На этом основании регионалы решили с чего-то, что это «не запрещает им иметь военный статус».

Но «военная организационная структура» (по типу армейской) и «военный статус» - это абсолютно разные вещи! «Военная организационная структура» есть и у бой-скаутов и различных других детских и молодежных организаций, в т.ч. в Украине, но ведь это не означает, что члены этих организаций имеют статус военнослужащих. В то же время, правоохранители в цивилизованном мире априори не имеют статус военнослужащих, это и есть европейская норма.

В ЕС не понимают, как комбатант (участник боевых действий в статусе военнослужащего-представителя одной из воюющей сторон) может согласно основным функциональным обязанностям разгонять демонстрацию и ловить хулиганов. Конечно, в экстренных случаях армию могут привлекать для выполнения внутренних задач в помощь полиции и спасательным службам, но никак не наоборот. Да и в этих случаях требуется каждый раз ответственное политическое решение, но они никак не могут быть основной задачей военного формирования. (Кстати, логичное продолжение нынешнего  законопроекта ПР – представление военнослужащим «новых ВВ», в соответствии с их задачами и «военным статусом», статуса участников боевых действий за разгон митингов и прочих акций протеста).

Таким образом, ловко прожонглировав определениями, как это чудесно умеют в ПР, доказывая, что белое – это черное, и наоборот, регионалы «родили» абсолютно антиевропейский законопроект, сославшись на европейские же нормы.

Вопрос: зачем это нужно?

Здесь мы получаем ответ, изучив полномочия новой структуры, которые существенно расширяются. Так, до сего дня бойцы ВВ проводили совместное патрулирование с милицией – как шутят в самих ВВ, «охраняют милиционеров». Иначе нельзя: вэвэшник не имеет юридического права самостоятельно задерживать и обыскивать граждан. Сейчас это право им предоставляется. То есть каждый солдат и офицер ВВ – сразу и военный, и самый что ни на есть правоохранитель. Идеальный инструмент карательного механизма.

Но в законопроекте мы наблюдаем еще одну интересную деталь. Авторы документа указывают: «Для неї (новой структуры – Авт.) застосовуються виключення щодо обмежень на окремі види основних озброєнь (крім танків та бойових літаків) і загальної кількості особового складу».

Это означает: во-первых, что на вооружении новой структуры могут быть ЛЮБЫЕ системы вооружений и военная техника, кроме танков и боевых самолетов (которые, впрочем, в борьбе с противником, вооруженным легким стрелковым вооружением, и не нужны). То есть украинская «жандармерия» сможет иметь реактивные системы залпового огня, любые колесные и гусеничные ББМ (боевые бронированные машины), ствольную артиллерию, боевые вертолеты и пр.

Во-вторых, применение «исключения по ограничениям… общей численности личного состава» означает, что в случае необходимости власть может увеличивать численность «жандармерии» до бесконечности.

Оба этих «исключения» - по оружию и численности - в условиях и без того парадоксальной численности МВД (в 2 раза больше Вооруженных сил) могут означать лишь то, что власти срочно понадобилась отлично вооруженная и многочисленная «внутренняя армия». Для чего, решайте сами. Учтем лишь, что в истории цивилизации такие армии нужны были властям только в революциях или гражданских войнах. Других причин обзаводиться ими нет.

Източник

Чтобы оставить комментарий Вам надо зарегистрироваться на сайте

Мы ВКонтакте

 

Сайты


Статистика

Посетители
721
Материалы
2021
Количество просмотров материалов
10236550

Интернет Ресурсы