[size=150:1x86ecup]Парадокс советской игрушки[/size]
В попытках разобраться в советском прошлом привели меня на интересный сайт, где был отзыв о детской игрушке тех времен.
Вот он:
http://www.chaskor.ru/article/utyug_kak ... tstva_8096
Читая материал этого автора, можно согласится с логикой его мышления, но что-то внутри постоянно говорит, что что-то здесь не так, и он не совсем прав. На одном из форумов была целая волна ненависти к подобным статьям, но просто ненавидеть людей, которые ненавидят всё советское, мало.
Ведь эти люди тоже во что-то верят и что-то любят.
Например, им нравятся красивые игрушки. Они в детстве ходили на выставки зарубежных игрушек и реально торчали от их вида. А советские топорные поделки ненавидели всеми фибрами души.
Ну, что же - определенная логика в этом есть.
Но вот в чем вопрос - и у моего знакомого тоже была железная дорога из ГДР такая же, как описано в этой статье. И мы вдвоем часто в неё игрались
Но почему-то мне это не запало в душу
Я начал тогда разбираться, в чем дело. А что мне запало?
А запало в душу мне советская игрушка-амфибия с моторчиком и гребным винтом, которую я постоянно разбирал и собирал, и в конце-концов в поиске истины разобрал до мотора, где были обнаружены волшебные магниты необычайной силы притяжения, с которыми я проводил удивительные эксперименты, а внутренность мотора с обмотками и блестящим коллектором надолго определило мой жизненный путь.
Я понял здесь, что между нами и ненавистниками СССР есть некая серьезная глубинная грань, которую нужно уловить, и эта грань пока не осознанна.
Оказалось, что
- игрушки СССР по внешнему виду были не топорными, а сделанными так, словно их создавали сами дети.
Такая игрушка для ребенка была своей, и ребенок разбирал её, познавая мир.
А для ребенка естественно в определенном возрасте всё разбивать и разбирать - это генетически запрограммированный метод познания мира.
И вот здесь пролегает водораздел.
Игрушки, сделанные по высоким технологиям взрослых и имеющих серьезное и "взрослое" устройство оказываются слишком оторванными от возможностей детского восприятия и не воспитывают хотелки к познаванию
Такие игрушки дороги. Мама и папа будут недовольны, если ребенок разберет такой "экзерсис". Так было и в моем детстве.
Та железная дорога так и осталась "вещью в себе", ведь родители напоминали, что эта вещь дорог
а, и её надо беречь, аккуратно укладывать в коробку и протирать с неё пыль.
Мы примерно месяц игрались в неё, а потом она просто надоела - ведь невозможно вечно смотреть, как паровозик, пусть и очень красивый, ездит по одним и тем же рельсам.
Постепенно были испробованы все трассы путей, с единственной стрелкой были проведены все мыслимые эксперименты, и потом у нас появилась идея ставить на пути поезда всякие препятствия в виде коробок, чтобы посмотреть, "а сдвинет, или нет"? Паровозик шуршал колесами, скользя по рельсам на одном месте и это было интересно. Затем мы поняли, что нужно увеличить силу трения, если на него положить что-то тяжелое. Так и произошло -коробка была сдвинута, и паровозик, как бульдозер двигал впереди довольно тяжелую коробку.
Конечно, такое нестандартное поведение потребовало от блока питания повышенной энергии, и он начал греться и немного
ново пахнуть...
Эти эксперименты были замечены его родителями и ими ради сохранения дорогой игрушки был поставлен крест на дальнейшем познании мира через супер железную дорогу из стран развитого капитализма.
Но познание детей не остановить. Через годы мною уже, в школе была куплена советская железная дорога, с которой уже можно было делать, что угодно. Было разобрано все. Проверены все варианты. Были самостоятельно из картона и алюминиевой проволоки изготовлены такие же рельсы, чтобы удлинить путь, который теперь был в обоих комнатах и заезжал на кухню.
Это всё выглядело, конечно, не так красиво, как рельсы, изготовленные на станках с числовым программным управлением.
Но это были мои рельсы. И это была моя железная дорога. И её устройство было на уровне детского понимания, и я знал её всю.
Эта нехитрая поделка возбудила творческий познавательный импульс, который остался на всю жизнь.
А если бы у меня были все игрушки, как в этой статье?
Да мне бы просто не позволили и близко делать всё то, что я мог делать с советским простым и детским игрушечным миром.
Вот Вы вспомните французский фильм "Игрушка". Вот там была показана комната, вся заваленная такими супер игрушками. И что делает ребенок?
А он точно так, же, как и наш - хочет их разобрать и разрушить, чтобы познать "а что там внутри".
Но ему это не дают делать.
В мире таких
взрослых игрушек это делать категорически запрещается. Это не солидно. Это акты вандализма и разрушения. И т.д.
Т.е., в СССР видно понимали, что игрушка для того и создается, чтобы быть разобранной и разрушенной. Она разрушается, выдавая ребенку тайны мироздания...
И она не должна быть сложной. Она должна иметь уровень простоты, примерно соответствующий уровню ребенка.
Вот почему совдеповские поделки выглядели так:
Все фото здесь:
http://varjag-2007.livejournal.com/919731.html
Я уже взрослый и у меня тоже есть дети. И вот что интересно.
Моему сыну я недавно купил автомат, который стреляет пульками, заряжается и очень метко попадает в цель.
По сути - это идеал игрушки моего детства.
Но сын, популял из него неделю, а потом забросил.
Автомат работал безукоризненно. Стрелял метко. Внешний вид - потолок - точная копия немецкого "шмайссера".
Короче, класс.
В чем дело?
Фантазия ребенка с такими игрушками не работает
А что было у нас? Конечно, у нас такого не было. У нас был велосипедный насос на деревяшке, который имел резинки от трусов и трубка, вкрученная вместо гибкого шланга. Стреляли мы пулями из пластилина. Но что это было! Вы себе представит не можете...
Весь двор занимался творчеством создания разных версия насосных ружей. Менялись резинки, насосы, трубки, улучшались сами велосипедные насосы.
Устанавливались разные прицелы, устраивались конкурсы на дальность и меткость личного "эксклюзива" от каждого индивидуального "производителя".
Были и выдающиеся поделки в виде трубок, подогнанные под диаметр металлического шарика от подшипников, с нарезанной резьбой на трубке, которая подходила вместо шланга, имела герметичное соединение и классная резина с какого-то завода. Эти шедевры стреляли на расстояния сотни метров и разбивали стеклянный 3-х литровый бутыль с 30-ти метров.
Мы делали ракеты из железных баллончиков для лекарств, вставляя туда какую-то пластмассовую пленку, которая при горении выделяла столько дыма, что баллончик поднимался до уровня 5-го этажа.
Так в чем была разница?
Мы эти ракеты, ружья и др. делали сами.
Конечно, фейерверки от китайцев, которые в изобилии есть сейчас, красивее тех детских ракет.
Но эти фейерверки делают взрослые люди. И их взрослые секреты изготовления детям не достаются. И удивительный самостоятельный поиск и развитие фантазии на этих взрослых игрушках не происходит.
Вот, где собака зарыта.
Мы, советские дети, интуитивно понимали это. Мы и сейчас в кайфе от тех воспоминаний простецких игрушек советской поры. Те игрушки давали свободу творчества.
А современные супер-пупер не дают. Все секреты современных игрушек отобраны у детей и монополизированы взрослыми производителями, которые, борясь за игрушки, называемые во взрослом мире, как "деньги", воюют друг с другом в выпуске более блестящих, красочных и др игрушек, выпуская изделия,
- которые не развивают самого главного - возможность ребенку самому игрушку улучшить.
Ведь такие игрушки - это взрослый шедевр, к которому добавить нечего...
Возникает вопрос:
- а чем отличаются эти парни, которые так ненавидят СССР от нас, которые к нему положительно относятся?
Отсутствием творчества.
Они не способны к созданию ничего нового.
Это диссиденствующая разрушительная интеллигенция, которая кроме критики ни на что не способна.
Они способны жить только на всем готовом. И "их" готовая западная идея - это такая же красивая игрушка с выставки.
Но вот в чем дело. Сейчас эта выставочная игрушка имеет серьезные сбои в работе. У неё, понимаете, крысис
А они могут что-то свое придумать, чтобы эту игрушку улучшить?
Не могут. Вот Вы спросите их - а что ребята, диссиденты - Вы предлагаете? Мы же уже 20 лет живем по рецептам чужой игрушки.
И Вы увидите, как они тихо уйдут, ибо у них не было в детстве тряпичных кукол и палок вместо сабель и фантазировать они не умеют...
Это избалованные дети, привыкшие жить на всем готовом, прогнившая, без-творческая "элита", способная только выбирать и потреблять, и которые кроме гавканья и обливания дерьмом ни на что не способны...
И они это чувствуют... Они понимают свою зависимость от чужих витрин и чужих игрушек - ведь без них они - никто...
И поэтому они так злятся на нас - на тех, кто способен создавать свои сабли из палок и шить свои платья для кукол из картона...