Автобусы Моря. Гениальность советской техники

Эта статья посвящается развитию, становлению и упадку кораблей на подводном крыле. Она написана одновременно с изучением коммерческих перспектив СПК в Украине, и составлением бизнес плана по эксплуатации этих кораблей.

 

 

Сегодня очень много статей о боевой авиации, танках, подводных лодках, ракетах, вертолётах, автоматах, атомных бомбах... Открываешь любой популярный журнал по науке и технике – а там арсеналы для убийства Человека, Человеком. Создается ощущение, что вся наука – создана только для убийства, а потом уже для мирных целей. Но это не так.

Посвящается гениальным Инженерам СССР, и работоспособным трудовым коллективам, которые работали не глядя на огромне недостатки Гениев.

Виктор Боридченко (С) 2010

----------------------<cut>----------------------

В прошлой части:
1) История СПК;
2) Европейские СПК Супрамар;
3) СПК на педалях, ныряющий корабль и другие интересняшки. :)

Другие Мои статьи:
"100 великих битв — битва за урожай" (6 частей)
— как собирают урожай, песни, юмор, шутки, все модели комбайнов в картинках, комбайны в фантастике.
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6.

"Армия Троллейбусов" (4 части)
— история Троллейбусов, троллейбусы современности и будущего, юмор.
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4.

Кому статьи понравиться, и желающие увидеть больше подобных материалов о технике, могут сбросить пожертвования на кошелек: Z339160275791 или R157340945528. Это даст Автору возможность больше времени уделять подобным статьям, чем работе, и улучшит качество материала.

 

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


Инженер Советского Союза, Ростислав Алексеев, защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях» в 1941 году, в возрасте 25-и лет. В войну, руководство завода, на котором он работал – выделило время и средства, для работы над СПК. Однако боевые катера Алексеева появились уже в конце войны, и повоевать не успели. После войны Алексеев продолжил работы для армии, но также разрабатывал и пассажирское судно, которому дал броское и актуальное в те годы имя «Ракета», как сегодня «Форсаж».

 

Не исключено, что успех Алексеева в разработке СПК, связан с вынужденной «эмиграцией» специалистов по СПК, из потрепанной Германии, которые до этого работали с Гансом фон Шертелем.

Хотя Алексееву часто приписывают заслуги создания первого СПК, и первого пассажирского СПК – это сделали другие Люди. Первое судно на подводных крыльях создал Энрико Форланини в 1906 году, а первым пассажирским СПК стал «Супрамар ПТ 20».

Гению Алексеева не нужны титулы, которые по праву принадлежат другим, ведь гениальность Ростислава Евгеньевича в другом. Именно Алексеев стал Биллом Гейтсом СПК, сделав СССР лидером в этой сфере. Шутка ли — Супрамар смог построить всего 150 судов, а великий Боинг – 40, против 1300 судов созданных в СССР: 300 Ракет, 400 Метеоров, 100 Комет, 40 Беларусей, 300 Восходов, 100 Полесьев, 40 Колхид и Катранов, 5 Олимпий, и еще около десятка экспериментальных суден.
Получается, все производители мира заняли 8% рынка, из которого 5% отгрыз Супрамар, 2% — невеликий Боинг, и 1% — другие производители. А 92% рынка — это суда Алексеева.
Кто-то скажет, что суда на подводных крыльях никому не нужны, кроме Союза (чтоб хвастаться достижениями), но... Советские СПК покупали не только страны соц. лагеря. Самым большим импортером оказалась прозападная Греция, а после развала Союза, б/у СПК скупили Европа, Канада, Южная Корея и сами США.

Алексеев Гений, воплотивший в жизнь 3 принципиально новых идеи — серийные СПК, суда на воздушной каверне, и экранопланы. Он сделал это лучше других! Был бы Он при капитализме — стал бы Миллиардером.

К стати Р. Алексеев разрывает миф о скучных ботаниках-ученых. В 50 лет Алексеев занимался горными лыжами, прыжками с парашютом, пилотировал самолеты, а также управлял кораблями своей конструкции. Это не считая того, что Он публично заигрывал с Девушками на глазах у своих подчиненных, во времена цензуры СССР, и был Бабником.

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


Теплоход «Ракета».Название этого корабля, стало в СССР синонимом СПК. Все суда на подводных крыльях в дальнейшем, Народ называл Ракетами.

 

«Ракета» на подводных крыльях, хоть и создавалась по приказу Министерства судостроения, однако имела сомнительные перспективы, из-за необычности и нестандартности для того времени.

Скорее всего, именно из-за страха быть непонятым, Ростислав Алексеев, и задумал дерзкий план – показать «Ракету» самому секретарю ЦК — Никите Хрущеву, в обход начальства. А сделано это было так: жарким летом 1957-го года, в день студенческой молодежи, Алексеев приказал спустить на воду «Ракету», и на полном ходу направился от завода «Красное Сормово», прямиком в Москву. Зная, где останавливается Хрущев, Алексеев пришвартовал ракету, и предложил генсеку покататься.

Вот генеральный секретарь плывет со сверх-скоростью по Москве-реке, легко обгоняя остальные суда, а на этот заплыв смотрят изумленные студенты, приехавшие со всего Мира на фестиваль. «Ракета» поразила Никиту Сергеевича, и под взрывом приятных чувств, Он тут же произнес памятные слова «Хватит Нам по рекам на волах ездить! Будем строить!». Ракета стала крупносерийным теплоходом, Алексеев получил право обращаться раз в год к Хрущеву напрямую, а также вражду с министром судостроения – Борисом Бутомой: «Через головы лезет гад!». Тут упомяним, что Борис Бутома – тоже талантливый инженер, и грамотный руководитель, но прыжок через голову начальства, поссорит этих двух талантливых Людей. Дальнейшие ошибки и Бутомы, и Алексеева – приведут к трагическому концу.


За период с 1957 по 1979 год построили около 300 судов этого класса. Производство наладили в Феодосии (ФСК «Море»), Волгограде, Ленинграде(Санкт-Петербург), Нижнем Новгороде, Хабаровске и Поти (Грузия).

 

Ракеты, кроме СССР, покупали Финляндия, Китай, Литва, Румыния и ФРГ.
Некоторые ракеты по сей день используются в рейсах. А многие ракеты, после развала СССР, переоборудованы в кафе и дачи.

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность

 

Ракета служила пожарным во времена СССР, в 2000-ых годах пожарная ракета ушла на пенсию. Ее переезли на тренировочную базу МЧС. За время работы эта ракета эвакуировала не 1 сотню Пассажиров с тонущих кораблей, и около 1-ка кораблей потушила.

Длинна: 27 м
Ширина: 5 м
Высота (на крыле): 4,5 м
Осадка (полная): 1,8 м
Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч
Силовая установка: 1000 лс. дизель М50
Движитель: винт
Экипаж/ обслуга: 3
Пассажиров: 64

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


Теплоходы «Метеор» и «Комета».В 1961 году, в серию пошел новый тип гражданских СПК «Метеор». Потребовались более вместительные корабли, чем «Ракета. Так «Метеор» брал на борт уже 115 человек, имел комфортабельный салон (с баром и кафе), и большую дальность хода. Однако и использовал два двигателя, вместо одного, что по эксплуатации и рентабельности – делало «Метеор» равным «Ракете».

 

На базе метеоров спроектировали морскую ракету «Комета», на которой модифицировали корпус и установили другие крылья. Это увеличило вместимость до 120 человек, и улучшило мореходность корабля.

Кометы производились с 1961 по 1981 год, в Феодосии и Поти. Построили более 100 судов, из которых 39 – на экспорт в Грецию.

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


С «Кометой 44» связан случай 1992-го года, во время конфликта Грузии и Абхазии. Неизвестный вертолет обстрелял из пулемета «Комету 44», с 70-ую пассажирами на борту, Комета остановилась, для досмотра. Но вместо досмотра, вертолет сделал боевой разворот и открыл огонь НУРС (неуправляемыми ракетами). 3-ий залп попал в корпус, и проделал дыру ниже ватерлинии, размером 1м2. Если бы «комета» осталась на месте, то утонула бы. Но экипаж, включил двигатели на максимум, и СПК поднялся на крылья, что не позволило кораблю утонуть. «Комета» дошла до Сочи благополучно.

 

Что касается Метеоров, то они производились с 1961 по 1993 год, построено более 400 кораблей. Сегодня их модернизируют, устанавливая экономичные двигатели, и перепродают за границу (в КНР, Грецию и Южную Корею). Некоторые машины, как метеор «Верный» — покупаются частными лицами и превращаются в элитные супер-яхты, с современными каютами, душевыми, залами отдыха.


Многие метеоры стали на постамент, как памятники Советскому гражданскому флоту.

 

Длинна: 35 м
Ширина: 9,5 м
Высота (на крыле): 6 м / 7,6 м
Водоизмещение: 58,3 т (полное)
Осадка (полная) : 2,3 м / 3,2 м
Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч
Дальность хода: 400 км
Силовая установка: 2х1000 л.с. дизель
Движитель: 2хвинт
Вид и траты ГСМ: 310-370 кг/час
Экипаж/ обслуга: 5
Пассажиров: Около 120

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность

 

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


«Спутник» и «Вихрь». В 1961 году, одновременно с запуском в серию Метеоров и
Комет, со стапелей спускают ракету типа 329 «Спутник» — самый крупный (на то время) СПК. Он перевозит 300 Пассажиров, со скоростью 65 км/час.

 

Но в течении 4-ех лет эксплуатации, выявилась масса недостатков: и большая прожорливость 4-ех двигателей, и дискомфорт пассажиров из-за сильной вибрации, от работы стольких дизелей. В итоге «Спутник» в одном из заплывов налетел на топляк, поломав один двигатель. Корабль мог и дальше ходить, но на крыло уже не «взлетал», и потому его поставили как памятник Советским СПК, в городе Тольятти. В 2005-ом году внутри пылал пожар, из-за чего внутренняя часть судна сильно пострадала.

Также, как и с Метеором, построили морскую версию «Спутника», названную «Вихрь». Есть информация, что построили 3 «Вихря», один имел 4 дизельных двигателя, как и «Спутник», а два других комплектовались авиационными турбинами АИ-20А. Судьба этих теплоходов неизвестна.

Длинна: 48 м
Ширина: 12 м
Высота: 7,5 м
Осадка: 2,5 м
Рабочая скорость: 37 у.з., 65 км/ч
Расход ГСМ: 650-750 кг/ч
Силовая установка: 4х1000 л.с. дизель
Движитель: винт
Пассажиров: 240

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность

 

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


«Чайка»— экспериментальная ракета, построенная в единичном экземпляре в 1962 году. Чайку создали как уменьшенную модель, грядущего «Буревестника» [20]. На ней оттачивалась новая форма подводного крыла, аэродинамические обводы и водомет – как новый движитель. Существуют утверждения, что на чайке также отрабатывалась геометрия корпуса экраноплана «КМ».

 

Чайка работала как развозное Судно для сотрудников Речфлота, набирая скорости в 85-90 км/час и вмещая до 30 пассажиров. А затем Ее разрезали на металл. Чайка прожила всего пару лет, но превратилась в символ скоростного корабля для СССР.

Длинна: 26,3 м
Ширина: 3,8 м
Высота: 3,5 м
Водоизмещение: 9,9 т
Осадка: 0,6 м
Рабочая скорость: 40 у.з. 85 км/ч
Силовая установка: 1200 л.с. дизель
Движитель: водомет
Экипаж/ обслуга: 3
Пассажиров: 30

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность

 

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


«Буревестник».В 1964-ом году на эксплуатацию стал флагман речного пассажирского флота СССР «Буревестник», вмещавший 150 пассажиров, и имевший эксплуатационную скорость 97 км/час. Однако и этот корабль в серию не пошел, хотя эксплуатировался около 15-и лет.

 

Проблемы у Буревестника оказались такими же, как и у «Спутника» — два авиационных двигателя производили большой шум и требовали много топлива. Кроме того корма корабля была постоянно измазана гарью от б/у двигателей, выработавших свой ресурс.

В 1974 году «Буреветсник» столкнулся с буксиром и получил сильные повреждения. Ремонтировать его тогда отказывались, но благодаря нажиму капитана и энтузиазму рабочих – починили. После ремонта ходил «Буревестник» еще лишь пару лет, а потом дорожающее горючее сделало его нерентабельным. Газотурбоход поставили на слип, а позднее отбуксировали на полигон, где и простоял большую часть своей жизни. В 2000 году распилен на лом.

Длинна: 43,2 м
Ширина корпуса: 6 м
Высота (на крыле): 7 м
Водоизмещение: 40 т
Осадка: 2 м
Рабочая скорость: 45 у.з., 97 км/ч
Дальность хода: 500 км
Силовая установка: 2х ГТД АИ24
Движитель: 2х водомет
Вид и траты ГСМ: Керосин, 330 г/л.с.
Пассажиров: 150

 

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность

 

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


«Беларусь» и «Полесье». Для неглубоких рек, глубиной чуть более метра, в 1963 году
разработали ракету Беларусь, названную в честь Республики, в которой этот теплоход собирали (завод в Гомеле). Беларусь брала 40 пассажиров. Построили около 30 кораблей. В 2005 году эти корабли успешно ходили по Каракумскому каналу.

 

В 1983 году, появилась замена, а точнее модернизация «Беларуси»: ракета типа «Полесье». Корпус стал угловатым, что снизило стоимость производства, а множественные детали корпуса и двигателя, на Полесье стандартизированы с деталями ракет типа «Восход», что еще удешевляло производство. Кроме удешевления, «Полесье» принимает 50 вместо 40 пассажиров. Построили чуть менее сотни этих кораблей. Эти СПК до сих пор находятся в эксплуатации, например в Румынии, и Белоруссии.

Длинна: 21,5 м
Ширина: 5 м
Высота: 2,6 м
Водоизмещение: 12 т + 6 т груза
Осадка: 0,9 м
Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч
Дальность хода: 400 км
Силовая установка: 1000 л.с. дизель
Движитель: винт
Вид и траты ГСМ: 150-170 кг/час
Экипаж/ обслуга: 2
Пассажиров: 50

 

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


«Восход» и «Ласточка». Ракеты и Метеоры старели. На их замену, в 1973 году спустили на воду СПК второго поколения «Восход».

 

«Восход» — это прямой приемник Ракеты. Это судно экономичней, вместительней, надежней – фактически каждая характеристика «восхода», лучше, чем у ракеты. Кроме того, хотя восход проектировался как речной СПК, его характеристики позволяют без изменений работать и в морских прибрежных зонах, например в Крыму.

С 1973-го года, построено около 300 кораблей, а дальнейшее строительство остановил развал СССР и экономический кризис, длящийся уже 25 лет. Новые суда продолжают строить малыми сериями. Так, Нидерландская фирма «Коннексикон» заказала три модернизированные версии Восхода в 2003-ем. Эти корабли поставлялись в Канаду, Турцию, Австрию, Таиланд и Китай.

Последние 3 СПК этой серии собрали в 2003 году для фирмы Коннексикон, в Нидерландах.

Длинна: 27,6 м
Ширина: 6,4-7 м
Высота (на крыле): 4 м
Водоизмещение: 20,4 т + 8 т груза
Осадка (полная): 2 м
Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч
Дальность хода: 500 км
Силовая установка: 1000 л.с. дизель
Движитель: винт
Nраты ГСМ: 150-170 кг/час
Экипаж/ обслуга: 3 / 5
Пассажиров: 70

 

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


В виду того, что «Восход» мог работать и в море, «морская» версия этого теплохода, названная «Ласточка», появилась гораздо позже, в 80-ых. И имела существенные изменения – измененную форму крыльев, и двухдвигательную силовую установку, которые кроме мореходности, увеличили скорость до 85 км/час. Собрали 3-4 теплохода, которые купли Европейские фирмы.

 

Малоизвестный факт — в 1986 году, "Ракеты" и "Восходы" Украинской ССР участвовали в вывозе жителей Припяти. Один из Чернобыльских восходов, называется «Шквал» — подходящее имя, для борца с той трагедией.

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


Еще интересный факт – все СПК стоят на военном учете, в случае войны они должны использоваться как речные госпитали.

 

Вернемся к истории о Ростиславе Алексееве. Как известно, даже самые гениальные Личности совершали ошибки. Их допускал и Алексеев. Но современная пропаганда замалчивает их. Хотя именно из-за этих ошибок настал закат и экранопланов, и судов на подводных крыльях в СНГ. В истории о Алексееве нет злых демонов, и подлых «предателей». Гении тоже ошибаются.

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


Ошибки и поражения Ростислава Алексеева.

 

Расскажем о двух конфликтах Алексеева. Он враждовал с министром Судостроения, Борисом Бутомой, и с коллективом собственного конструкторского бюро.

Борис Бутома – инженер-судостроитель, прошедший дорогу от слесаря, до министра Судостроения СССР. В 1949 году — удостоен Сталинской премии, за существенные улучшения конструкции кораблей. Один из разработчиков советских ледоколов, Он также получил 2 ордена Героя Социалистического труда, и 5 орденов Ленина. Будучи министром судостроения, Борис Бутома, рискуя карьерой, продвигал вместе с министром обороны Андреем Гречко, постройку авианосцев. Ведь в СССР авианосцы считались «оружием империализма».

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


Результатами спора Бутомы с руководством, стала постройка авианесущих крейсеров и закладка крупных авианосцев проекта 1153 "Орел". Сегодня, современники слышали о этих авианосцах, как о самых больших авианосцах в Мире, не достроенных из за распада СССР. Например, авианосец «Варяг», Украина продала в Китай, при готовности 80%.

 

Именно благодаря Борису Бутоме, флот СССР стал серьезно рассматриваться США, как противник. То есть Борис Бутома не являлся глупцом, и продажным бюрократом. Это талантливый Человек.

Но, в рассказах о экранопланах и судах на подводном крыле, Бутому показывают как злодея и карьериста, который помешал Алексееву добиться успеха. Например, об этом говориться в фильме «Сожжённые крылья: предать конструктора».

Казалось-бы – гений, который не один раз на практике доказал гениальность – обязан быть успешным! Но не все однозначно. Успехи, и быстрый рост Алексеева в ранние годы, сменяется провалами: в 1967 году лишается поста главного конструктора ЦКБ по СПК [8, 00:26m], а в 1975 году из-за аварии, и попытки Алексеева выйти из министерства судостроительной промышленности – лишается поста, главного конструктора по экранопланам.


В передаче ошибка — Хрущев Алексееву никуда не звал, Он сам пришел.

 

Алексеев, для рекламирования Ракеты, полез через голову Бориса Бутомы. В 1951 году – Алексеев выходит на прототипе СПК «Ракета» в Москву, и катает Никиту Хрущева. Генсек, впечатленный прогулкой со скоростью в 3 раза быстрее любого существующего корабля, говорит судьбоносные слова – «Хватит по воде на волах ездить. Будем строить!». Кроме того, Хрущев дал Алексееву привилегию –обращаться к генсеку напрямую.

Для Бориса Бутомы это шок. Он, поднимался по карьере строго по правилам, не прыгая через головы начальства. А тут, Алексеев прыгает через голову министра. В итоге, слаживается впечатление, что Бутома мешает гениальному конструктору, и не имеет отношения к революционной идее скоростного флота на подводном крыле. Но ведь именно Борис Бутома выделяет ресурсы и обеспечивает работу Алексеева.

Это сейчас известно — Алексеев боялся что Его идею не заметят, и именно из страха –пошел через голову начальства. Но в то время, его действия понимали как нахальство – особенно Борис Бутома, который не знал Алексеева, а после «рекламного хода» уже и не мог подружиться. Бутома испытал обиду, унижение и стыд – это первая причина конфликта министра Бутомы и Алексеева.

В дальнейшем поведение Алексеева можно описать, как поведение современной «золотой молодежи». Он регулярно нарушает правила дорожного движения, и задерживается ГАИ, крутит романы на работе, при всем коллективе, хотя сам женат. При этом дома не появляется годами – дети почти не видели своего отца. Конструктор нарушает запрет Совета Министров, запрещающий 6-и самым талантливым конструкторам СССР, в том числе Алексееву, лично испытывать экспериментальные суда, из-за риска погибнуть. Но Алексеев, нарушает этот запрет.

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


Алексеев считает свое поведение правильным, потому что Его философия: «нужно двигаться еще быстрее, чтоб достигать лучших результатов». Он живет на работе, поскольку это экономит время – не надо его тратить на поездку из дома на работу! Ездит быстро, потому что так меньше времени тратиться на дорогу. Идет к высшему руководству, минуя свое начальство, потому что думает, что так быстрее. Разрабатывает экранопланы и СПК, потому что те позволят двигаться еще быстрее. Идея скорости для Алексеева – главная. На ее фоне меркнут правила, законы, запреты, люди, дети, семья, жизнь.

 

Ироничный парадокс в том, что именно философия «скорости» замедлила Алексеева, и стала причиной увольнений, гонений и ненависти.

Когда Алексеев начинает тему экранопланов, уже Борис Бутома боится. Ведь успехи Алексеева, могли привести конструктора на место Министра судостроения, как когда-то Бориса Бутому. Алексеев дал все основания так считать – быстрый рост, прыжок через голову, любовь высшего начальства, в купе с гениальными открытиями – что еще нужно?

Экранопланы Алексеева – оказались невероятным прорывом, который навсегда и полностью изменит лицо кораблестроения. И Бутома это понимал.

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность

 

Экранопланы целиком перечеркнули все знания корабелов. Если бы экранопланы успешно прошли испытания и стали бы массовым видом кораблей — все министерство Судостроения, все специалисты и заводы – в тот же день устарели бы. Разработка и производство экранопланов основано на знаниях аэродинамики, то есть на знаниях авиаторов! Бутома был корабелом, и в авиации разбирался в лучшем случае, как стажер в конструкторском бюро. Если бы тема экранопланов удалась, то министра бы уволили , а на Его место посадили бы Алексеева.

А так, как экранопланы строятся на принципах авиации, то увольнение Бутомы значило бы не переход на кресло чуть поменьше (заместителем), как обычно происходило со смещенными министрами. Внедрение экранопланов значило – что Бутома будет не нужен.

Более того, все министерство было бы уволено вместе с Министром. А это миллионы безработных.

В 1967 на Ростислава Алексеева поступает коллективная жалоба, от сотрудников ЦКБ по СПК. В жалобе рассказывается про деспотизм Алексеева, 10-ти и 12 часовые рабочие дни без выходных в течении годов, жесткое пресечение инакомыслия. Получив жалобу, Бутома отстраняет Алексеева от руководства КБ, но сохраняет за Ним пост главного конструктора экранопланов.

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


Памятник Р. Алексееву.

 

В фильме «Предать конструктора: сожженные крылья» рассказывают, что увольнение с поста руководителя ЦКБ было несправедливым. Но Читатель – представь, что твой босс держит Тебя по 10 и больше часов на работе, без выходных более 2-ух лет. Ты приходишь домой – а твой родной сын кричит, что пришел чужой дядя. [8]

Жены подавали на развод, семьи распадались, а жизнь превращалась в постоянную работу. Только после того, как сотрудники стали подавать заявления на увольнение, Алексеев заметил проблему, и стал время от времени – отпускать подчиненных на выходные.

Добавим, что коллектив ЦКБ по СПК знал о личной жизни Алексеева — Алексеев был бабником. Он не занимался семьей, оставив жену саму растить детей, вместо этого – он крутил романы.
Эти черты шли в разрез с желаниями коллектива ЦКБ, которые кроме работы, хотели растить детей, проводить время с женами, и заниматься сексом хотя бы раз в неделю. Но вместо жен и детей – все время СПК и экранопланы, снова и снова. А Алексеев прямо на работе развлекается с работницами КБ!

Кроме того, Алексеев издевается над подчиненными. Были такие случаи – Алексеев требовал от конструктора эскиз. Инженер приносит первый вариант – Алексеев говорит переделать. Подчиненный рисует еще 9 вариантов, но Алексеев недоволен и требует еще. Тогда инженер хитрит, и под видом 11-го варианта приносит первый. Алексеев хвалит и говорит – вот это подходит! День в пустую, Инженер – в ярости. [6]

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


Если Алексееву что-то не нравиться – он увольняет человека, не объясняя причин.
Когда сотрудники КБ, приезжая в Москву, и бегая по всем инстанциям от самого низа, до верха – добиваются положительного решения для КБ (например, о поставках новых сплавов). Алексеев сам едет в Москву « быстро» разрулить вопросы, но из-за неумения общаться, ссориться с руководством, и перечеркивает даже те успехи, которые уже достигли Его подчиненные! Теперь надо все заново делать.

 

Во время сборки судов на подводном крыле – Алексеев приходит в производственный цех, и приказывает менять конструкцию, не сообщая инженерам, которые проектировали корабль. А когда инженеры приходят посмотреть на корабль, который до этого был утвержден Алексеевым, после недель споров, вдруг видят другой корабль! И Алексеев тут-же добавляет – «Ха-ха-ха! А Я все переделал!». [6]

Так можно в душе возненавидеть свое любимое дело. Многие были готовы убить Алексеева, но не могли – Он Гениален! Гениальность шефа – не оправдывает издевательств, унижений, и хамства. Алексеев – отличный инженер, но плохой управленец, и деспот. С таким шефом долго работать нельзя, и даже умные Люди быстро уволятся. Понимая это, Борис Бутома, как руководитель министерства, снял Алексеева с поста руководителя. Эти события свели на нет, возможность для Алексеева стать министром.

В 1974 году Алексеев подливает масла в огонь конфликта: на демонстрации экспериментального экраноплана «Орленок», в штормовую погоду, Он садит на борт 40 высших чинов СССР [8; 00:29m]. В результате удара хвостом о воду, при взлете – хвост экраноплана отвалился. Если бы «Орленок» упал – он бы утонул, утянув на дно все руководство. Спасая положение, Алексеев сам садиться за штурвал, и доводит Орленка до берега. Жертв не было, но ситуация оказалась опасной. И вместо того, чтоб снять Алексеева с должности за неоправданный риск и халатность, Борис Бутома сжигает документы о аварии, прикрывая Алексеева. Когда Бутома вновь помогает Алексееву, конструктор экранопланов рассылает по всем министерством прошение о том, что тему экранопланов нужно перевести в другое министерство, из-за халатности руководства Мин. Судостроения!

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


Алексеев сам себе выкопал могилу, и вытесал плиту. Уходить от Министра, который прикрыл серьезную аварию, рискуя собственной карьерой – ни один Министр не захотел брать такого конструктора. Даже друзья Алексеева в руководстве, не подали руки помощи. С точки зрения руководства – Алексеев невменяемый, опасный конструктор, который используя доверие Руководства, чуть не убил его. И мало того, Он ударил своего начальника в спину уже второй раз. Алексеев возмущался: «сколько можно ставить под удар технику и людей!», но это Алексеев, а не Бутома, в шторм решил катать руководство страны, чуть не убив их.

 

После ТАКОГО, Борис Бутома снял Алексеева со всех должностей. Но! Все равно оставил 15 человек, чтоб Алексеев мог дальше конструировать экранопланы! А вместо благодарности, журналисты превратили Бутому во «Врага прогресса», замолчав какие финты выдавал Алексеев.

В 1975-ом году Бутома умер, но Алексееву это уже не помогло – теперь подчиненные Алексеева стали припоминать тирану все, что натерпелись от него: рабство, обиды, унижение, издевки. Конструктору запрещают принимать участие в испытаниях новых экранопланов. А когда в КБ узнают что Алексеев сам, заново конструирует новый экраноплан – всему КБ становится страшно! Если Алексеев преуспеет, то ему вернут пост главного конструктора, и тогда неизвестно что будет с подчиненными. Если в хорошие годы Алексеев устраивал 10 и 12 часовые рабочие дни, без единого выходного, в течении годов. То возвращение Алексеева вселяло такой же ужас, как война.

Потому бывшие подчиненные травят Алексеева, запрещают Ему проводить испытания, не пускают на полигон. Но Ростислав Алексеев настолько увлечен своими идеями, что нарушал запреты, и тайком, по ночам – прокрадывался на полигон.

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность

 

В 1980-ом году, Алексеев, готовясь к походу на экраноплане, на олимпиаду – надрывается и спустя 3 дня, после серии операций, выдернув капельницы, и попытавшись уйти – умирает. Узнав о смерти, мужской состав КБ по СПК выбрасывает на улицу все документы Алексеева, и сжигает на костре. Люди настолько возненавидели Алексеева, что жгли ценнейшие документы, которые позднее могли бы помочь КБ создать новые СПК и экранопланы! Любопытно, что девушки в этом не участвуют, и здесь интересно сопоставить тот факт, что Алексеев был бабником.

Вот теперь все стает на свои места. Алексеев пошел через голову начальства, и стал любимчиком Хрущева, хотя Бутома не мешал Алексееву создавать СПК. Его гениальность, и любовь Генсека, делали Алексеева сильным претендентом на пост министра Судостроения. Добавить сюда обиду Бутомы, деспотизм и издевательства Алексеева над своим КБ, лихачество и нарушение законов, а затем подставу с «Орленком» – и становиться понятно, почему гениальному Алексееву, досталось столько проблем.

Теперь ясно, почему после смерти Алексеева, ЦКБ по СПК не создает ни одного серьезного проекта. Не могут Люди, которые сжигали ценнейшие документы, созданные Алексеевым – построить что либо стоящее. Не могут Люди, которые ненавидят свою работу – сделать что-либо достойное.

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность

 

Суда на подводных крыльях, и экранопланы забыты только в СНГ. Европа, Китай, Канада, США, Южная Корея – скупили 60% советских СПК. Сейчас, в 2010-ом году – эти СПК до сих пор эксплуатируются за границей. Соединенные Штаты – готовы у себя на территории построить заводы по экранопланам, но Наши конструкторы отказались продавать перспективную технологию. А внутри СНГ – Им не верят, и считают шарлатанами, что подтверждает коллектив ЦКБ по СПК.

Китай же уже спроектировала около 10 типов экранопланов, и в плотную подошел к серийному производству пассажирских экранопланов, что сделает отсталый Китай, Лидером Мира. А СНГ все красивыми словами брызжет.

Исправить эту трагедию предстоит Нам – поколениям, рожденным в 1986-ом и более поздних годах.

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


«Колхида» и «Катран». В 1981 году собрали СПК второго поколения «Колхида», на замену морским ракетам «Комета». Построено около 50 таких судов. В отличии от стандартна «речной СПК, а потом на его базе морской», в этом проекте поступили иначе – вначале построили морской вариант, а потом тюнинговали его в речную модификацию «Катран».

 

4 колхиды некоторое время успели поработать и в Африке – экзотическом для СПК регионе.


В 90-ых годах начали собирать СПК «Колхида М», на которой устанавливаются немецкие двигатели по 1500 л.с.. Эти дизели имеют больший ресурс до первой переборки в 9000 ходовых часов. Тогда как советские дизели: 4000 часов до переборки, а ресурс до полной замены 8000 часов (дизель М400). Эта модернизация сделала новый СПК многократно экономнее, чем чисто советский вариант.

 

Длинна: 34,5 м
Ширина: 10,3 м
Высота : 4,25 м
Водоизмещение: 52 т + 16 т груза
Осадка: 3,5 м
Рабочая скорость: 35 уз., 60 км/ч
Дальность хода: 250 уз (миль)
Силовая установка: 2х1500 л.с. дизель
Движитель: 2х винта
Вид и траты ГСМ: солярка
Экипаж/ обслуга: 4-5
Пассажиров: 130

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


«Циклон» — новый флагман, но уже морских пассажирских СПК. Оснащён двумя газо-турбинными двигателями (ГТД), имеет скорость 70 км/час, и вместимость до 250 пассажиров. «Циклон» является морским СПК второго поколения, и построен в 1986 году. Конкурентом Циклона была «Олимпия», которая строились на той же верфи, в Феодосии.

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


Существует 1 готовый «Циклон», который в 2004-ом вернулся из Греции в Феодосию на ремонт, но так там до сих пор и стоит, в полуразобранном состоянии. Кроме того, существует минимум еще 1 задел Циклона, с готовностью 30%. Есть неподтвержденные данные, что имелся и второй задел «Циклона» с готовностью 15%, однако Его могли уничтожить.

 

Длинна х Ширина х Высота: 44,2м х 12,6м х 14,2м
Водоизмещение: 101 т + 36 т груза
Осадка (на плаву/крыле): 4,3 м / 2,4 м
Рабочая скорость: 42 у.з., (70 км/ч)
Дальность хода: 300 миль
Силовая установка: 2х3000 л.с. ГТД
Движитель: 2х винта
Вид и траты ГСМ :керосин
Пассажиров: 250

Автобусы Моря (Часть 2) Гениальность


«Олимпия» - современный СПК второго поколения. Строились в Украине, с момента независимости, и до 1993 году, в количестве около 3-5 штук. 2 Олимпии стоят не достроенными в порту Крыма, без двигателей и с недоработанным салоном. На основании готовых корпусов в сети предлагается бизнес проект покупки и достройки этих кораблей.

 

Олимпия – это большая, морская ракета, вместимостью 230 пассажиров. Имеет на борту 2 двигателя по 2000 л.с., и способна ходить со скоростью 65-70 км/час.

Длинна х Ширина х Высота(на крыле): 42,6м х 14м х 12,6м
Водоизмещение: 138 т
Осадка: 4,6 м
Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч
Дальность хода: 400 миль
Силовая установка: 2х2000 л.с. дизель
Движитель: винт
Вид и траты ГСМ : 8,5 т на 400 миль
Экипаж/ обслуга: 5 чел. / 6 чел.
Пассажиров: 230
F1 h2o — мало кто знает о том, что СПК не самые быстрые на воде. Существуют специально сконструированные гоночные катера, учавствующие в соревнованиях. Эти катера развивают скорости до 300 км/ч. Однако, среди пассажирских Судов, и судов средних размеров — СПК действительно самые быстрые. Пассажирский СПК типа Чайка или Буервестник быстрее большинства военных кораблей.

Обыватели не знают, но "трассы" этих гонок проходят в Казани, Санкт-Петербурге, Киеве. Получается у многих Читателей есть реальный шанс увидеть такие гонки.

Комментарии   

 
#3 Маркин С.Ю. 29.06.2012 12:34
В Феодосии есть судостроительны й завод " Море", где в 1990 году был построен цех по строительству экранопланов. Есть и фирма " Акваген", разработавшая проект экраноплана " Аквалет-12". Есть и перспективный маршрут-Ростов- на-Дону -Керчь: по воде в 1,5 раза короче, если ехать через паром и в 2 раза. Если ехать по суше в Обход. Есть ли подвижки в Украине?
 
 
#2 Маркин С.Ю. 29.06.2012 12:31
О технологическом кретинизме и регрессе в экранопланостроении.

Просматривая старые журналы, я натолкнулся на данные « новинок» 40-летней давности и обалдел. ЭСКА-1 –экранолет А.В. Гремяцкого – по существу самоделка, имела гораздо лучшие технико-экономи ческие характеристики, чем «монстры», созданные В ЦКБ по СПК – «Орленок» и «Лунь».
При установке мотоциклетного двигателя от мотоцикла « Урал» (32 л.с.) ЭСКА-1 развивал скорость 122 км/час. Энергоемкость (лучшее значение – это минимум.
Учитывая правило «куба-квадрата» - коэффициент эффективности (отношение должно быть к фактическому значению) составил: у экраноплана Иволга Эк-12 конструктора В. Колганова (Россия, 2008 год) -102 процента; у Орленка (1975 год, СССР) – 13,07 процента; у Луня (1989 год, СССР) 6,85 процента; у новейшего экраноплана WSH-500 (конструктор Ханно Фишер, Германия, построен по лицензии в Республике Корея (Южная) -2011 год) -38,07 процента, при том, что Х-114 Липпиша имел коэффициент эффективности 121 процент. И чем спрашивается занимались ученые и конструкторы 40 лет?
 
 
#1 Негреба Вячеслав 03.04.2012 01:32
Так и не покатался на Метеоре :sigh:
 

Чтобы оставить комментарий Вам надо зарегистрироваться на сайте

Мы ВКонтакте

 

Сайты


Статистика

Посетители
854
Материалы
2021
Количество просмотров материалов
10188894

Интернет Ресурсы