КУЛЬТ ГЛУПОСТИ

Год назад мои поиски интересной писательской работы привели меня к знакомству с некоторыми светскими личностями и в последствии к написанию серии сценариев для одного молодёжного музыкального телеканала. (Я не буду называть сам канал, скажу лишь, что в его названии всего два символа: одна буква и одна цифра. Ладно, первая буква – “М”…)

Всё шло очень интересно: на канале как создавалась новая программа, типа молодёжный интернет обзор, в котором ведущая должна в шутливом тоне освещать новости сети. Ведущая, надо сказать, была дама очень интересная и толковая. Поэтому текст для неё писался хоть и шутливый, но шутки, так сказать, чуть выше пояса. Ну, то есть, без сально-туалетного юмора. (Примерно, как “ОСП Студия” когда-то давно, до эпохи “камеди клаба”).

 

 

Начали снимать пилот, режиссёр был в восторге, все на волне, и тут… Внезапно вмешалось руководство канала. Оно сказало, что шутки “чрезмерно умны”, а им нужно что-нибудь… гораздо тупее. Да, они так и сказали, прямым текстом: “НАМ НУЖЕН ТУПОЙ, ИДИОТСКИЙ ЮМОР“. Я поинтересовался, почему именно тупой. Меня отослали к маркетинг-менеджеру канала, которая первым делом вывалила мне список маркетинг-тренингов, которые она прошла в разных странах, смысл которых сводился к одному: программы составляются строго для определённой аудитории, под определёную возрастную категорию, и пилотный контент всегда проверяется на “фокус-группах”.

altПонятно, сказал я, и задумался. Выходит, канал провёл исследование, и выяснил, что большая часть зрителей его программ – это  подростки, причём с уровнем интеллекта… Постойте. Секундочку. Поскольку от меня требовали “тупого, идиотского юмора”, то мой резонный вопрос был: “Значит, вы считаете, что ваша аудитория – тупые идиоты?” Я считал, что могу авторитетно судить об этом, ибо довольно долго работал с молодёжной аудиторией, и тупых идиотов там не так много, как, судя по всему, считает телеканал. Барышня-маркетолог прочла мне ещё одну расширенную лекцию о составлении телепрограмм, из которой я внезапно и чётко понял ещё одну, главную вещь, которая меня тогда сразила как телеграфный столб среди ясного неба: перед телеканалом стоит чёткая задача СДЕЛАТЬ свою аудиторию идиотами. Нет, это не моя параноидальная фантазия. То, что мы обычно говорим в шутку (”не делай из меня идиота!”), внезапно оказалось безжалостной, во всей своей абсурдности, правдой жизни. Подгонять молодых зрителей под уровень идиотов – это не случайная эстетическая прихоть создателей канала, нет, это именно задача, поставленная… А вот кем, я до сих пор не знаю.

Первый фильм о глупости как феномене природы человека.

alt

Многие русские любят обвинять Запад и Америку в частности в “растлении России”. Дескать, они развращают нашу молодёжь, прививают ложные идеалы. Хотя напрочь забывают упомянуть, что Америку основали люди, которых без преувеличения можно назвать великими: это были учёные, полководцы, философы, учителя.  Поэтому если что-то и растлевает наш мир изнутри, то Америка подверглась нападению первой.
Однако, что “америконенавистники” могли заметить первыми, это то, как всё из той же Америке стали приходить к нам первые герои фильмов и книг, которые, мягко говоря, не блистали интеллектом. Грубо говоря, герой-придурок. Нет, не скрытый даос Иванушка-дурачок: настоящий дурак. Начиная с Чарли Чаплина, заканчивая Симпсонами и скандальным фильмом “Придурки” можно проследить очень забавную эволюцию героя-дурака. Эволюция эта подошла сейчас к точке, когда ещё чуть-чуть и дураком станет быть престижно. Почему? Может ли это быть велением времени?

Почему именно в тот период истории, когда у людей появилось столько инструментов для учёбы и творчества, мы видим такой всплеск тупости в кино и на телевидении?


Однако, не спешите выдвигать строгие суждения в рамках “хорошо\плохо”. С глупостью (чему ярчайшим примером служат те же сказки про Иванушку-дурачка) не всегда и не всё оказывается так просто. И данный фильм ценен именно тем, что пытается проследить причины столь успешного шествия глупости по нашей планете.

С одной стороны людям всё чаще приходится признавать своё бессилие и глупость перед силами, которым подчинён этот мир. Даже “сильные мира сего” всё чаще оказываются в роли идиотов, которые сами не знают, что делают. Да что там, ещё Эйнштейн говорил что глупость и Вселенная – бесконечны.

Кстати, из этого фильма я впервые узнал о том, откуда взялись все эти слова, которыми мы обычно измеряем бездонные глубины человеческой глупости.

“Ага, я понял… Но в чём же всё-таки подвох?”

alt

А подвох в том, что “когда ты заглядываешь в бездну, бездна заглядывает в тебя”. Иными словами, мы незаметно становимся тем, на что мы смотрим. Особенно это касается детей. Помните Дракона, который собирал вокруг себя детишек (ссылка), обещая, что “сейчас начнётся самое интересное?”  Ведь он прекрасно знал, что делает. И пока сонные школьные учителя продолжают усыплять детей школьной программой, “дракон” работает на полную катушку, задействуя все возможные технологии. Нет, я оalt

пять-таки воздержусь от суждений в стиле “хорошо” или “плохо”. Но осторожным в потреблении информации быть следует. И этот фильм кроме всего прочего рассказывает о многих тонкостях тех инфо-продуктов, которые мы смотрим и слушаем, с учётом того, какие реакции эти продукты потихоньку вырабатывают в нас и наших детях.

Как было прослежено в статье о школьном образовании (ссылка) как инструменте создания “человека потребляющего”, школа (как и телевидение) – это инструменты программирования, которые с детства готовят нас к тому, чтобы стать очередным звеном в цепочке производства-потребления материальных (и информационных) благ. А первый внятный анализ происходящей новейшей истории с точки зрения политики и свободного рынка (я имею в виду фильм ЗАПАДНЯ: Что случилось с нашей мечтой о свободе?” – ссылка) подтверждает этот факт.

Ещё недавно я сам в это верил лишь отчасти. Я всё-таки думал, что это телевидение идёт на поводу у зрителей, играя на низких реакциях. Но столкнувшись вплотную с людьми, которые составляют наши телеэфиры, я понял, что это так лишь отчасти, и что у телевидения есть задача – сделать людей такими. (хотя и здесь что-то удерживает меня от радикальных суждений “хорошо\плохо”. )

Фильм “Культ Глупости” не осуждает ни саму глупость, ни людей, её проповедующих. Он – попытка исследовать саму глупость, поскольку она как явление и свойство человека, оказывается, совершенно не изучена!


Фильм (один из немногих такого свойства) заставил меня задуматься и обратить внимание на многие вещи в себе. Вещи, которые редко замечаешь, ибо они переходят в разряд автоматизмов. Он ещё раз напомнил о том, что время, в котором мы живём, не смотря ни на что, всё-таки уникальное. В первую очередь тем, что у нас невероятные (по сравнению с прошлым) возможности для учебы, развития и творчества. Возможно именно поэтому, в силу двойственности этого мира, обратной стороной этих возможностей вылезает беспредельная глупость. Но, может быть, и она есть инструмент для учёбы?

Чтобы оставить комментарий Вам надо зарегистрироваться на сайте

Мы ВКонтакте

 

Сайты


Статистика

Посетители
854
Материалы
2021
Количество просмотров материалов
10234427

Интернет Ресурсы