Зачем НАТО база в Ульяновске

Возвращение из Гиндукуша станет для НАТО настоящим логистическим вызовом. При помощи денег и различных обещаний эмиссары Альянса пытаются побудить к сотрудничеству Россию и Узбекистан.

 

 

Лучше всего до Ульяновска добираться на пароходе. Этот провинциальный русский город, основанный царями около 360 лет назад под именем Симбирск для укрепления внешних границ, расположен на высоком берегу могучей Волги, ширина которой в этом месте составляет не менее трех километров. Один из публицистов в свое время назвал этот город Вифлеемом 20-го столетия.

 Эта инициатива имеет отношение к Владимиру Ильичу Ульянову, который в 1870 году родился в этом городе, а в историю он вошел уже как Ленин. Не успел он перейти в мир иной, как коммунистические верующие со всего мира стали устраивать паломничества в этот расположенный на Волге город, получивший свое новое название в честь одного из своих известных сыновей.

Если подниматься вверх от реки, то попадаешь на огромную Площадь Ленина с гигантским монументом Ильича в центре, а на улице Ленина еще сохранился деревянный домик, в котором провел свое детство будущий вождь революции. Этот город, где раньше собирались коммунисты, намеревавшиеся переделать весь мир, теперь может стать местом встречи западных военных. Когда Международные силы содействия безопасности начнут выводиться из Афганистана, часть натовского военного обоза будет проходить через Ульяновск. Если точнее, то через аэропорт Ульяновск-Восточный. Он станет узловым аэродромом в рамках одного из самых дорогих выводов войск в современной военной истории. В течение двух лет Афганистан должны покинуть 130 000 солдат, а также по крайней мере 70 000 транспортных средств и 120 000 контейнеров.

Ульяновск-Восточный был раньше взлетно-посадочной площадкой для местного авиазавода, производившего самолеты Ан-124, которые когда-то были самыми большими воздушными лайнерами в мире. Аэропорт располагает взлетно-посадочной полосой, длина которой составляет более пяти километров и которая первоначально задумывалась как запасное место посадки для советского космического челнока "Буран".

Осенью прошлого года сюда прибыли первые офицеры НАТО, и с тех пор здесь все пришло в движение. Когда начнется сама операция, в Ульяновске будут ежедневно приземляться "несколько десятков самолетов", и ежемесячно отсюда в сторону Прибалтики, в том числе в литовский порт Клайпеду, будут отправляться 60 железнодорожных составов, а уже оттуда грузы будут переправляться в Западную Европу.

Натовское операция "Ульяновск" может дать возможность заработать местным предприятиям, занимающимся воздушными перевозками грузов, один миллиард долларов в год, а железная дорога получит 250 миллионов долларов, и все это будет огромным вливанием в программу по улучшению экономической конъюнктуры.

Но огромным будет прежде всего тот вызов, перед которым окажется НАТО. После многолетнего нахождения в Афганистане Североатлантический Альянс вынужден будет покинуть Гиндукуш. Вопреки противоположным заверениям, миссия НАТО провалилась, и речь идет только о том, чтобы вывести из этой страны без потерь технику и военнослужащих.

Назвать запланированный вывод непростым было бы свидетельством недооценки всей его сложности. Вывод военного контингента из Афганистана уже не раз становился настоящей катастрофой. Когда британцы в 1842 году после своего первого похода оставили Кабул, поскольку они не могли больше контролировать повстанцев, из 17 000 солдат экспедиционного корпуса только половина счастливцев покинула эту страну живыми – остальные были убиты по дороге.

Советы потеряли в ходе своей афганской авантюры 15 000 солдат, и вывод войск в 1989 году оказался в конце хаотичным: транспортные колонны подвергались обстрелу со стороны моджахедов, располагавшихся на покрытых толстым слоем снега горах в районе перевала Саланг. Еще 60 человек были потеряны в последние полтора месяца – они были убиты или погибли под лавинами.

И британцы, и Советы ушли из страны, которую они не смогли умиротворить. И сегодня происходит то же самое. Афганские повстанцы, судя по всему, попытаются сделать все для того, чтобы нанести натовским войскам болезненные уколы во время вывода военного контингента. Возможностей для этого будет предостаточно, поскольку НАТО переправила в Афганистан для охоты на "Аль-Каиду" значительно больше оружия, чем в свое время британцы или Советы. Только бундесверу необходимо транспортировать на родину 1700 транспортных средств, гаубиц и танков.

Поэтому предстоящий вывод войск будет в военном отношении рискованной, политически взрывоопасной и в логистическом плане сложной операцией. В основном она будет проводиться через территории северных соседей Афганистана. Южный маршрут через Пакистан считается ненадежным. После вызвавших многочисленные жертвы среди пакистанских солдат воздушных налетов Исламабад на несколько месяцев запретил транзит и только сейчас собирается вновь выдать разрешение.

Поэтому главным приоритетом при выводе войск, по мнению  главы Транспортного командования вооруженных сил США генерала Уильяма Фрейзера (William Fraser), являются пути черед бывшую советскую Центральную Азию. Но и это совсем не простой регион: и Узбекистан, и Таджикистан, и Казахстан находятся под властью автократических правителей, которые не слишком много внимания уделяют правам человека, и поэтому американцы раньше не хотели вступать с ними во взаимодействие.

Но уже в течение нескольких месяцев эмиссары Запада находятся в Центральной Азии – там ведутся переговоры, заключаются сделки, участникам которых обещают золотые горы, и все это делается для того, чтобы склонить центрально-азиатских правителей к сотрудничеству. И везде натовские представители сталкиваются с проблемами. Это происходит, например, в столице Киргизии Бишкеке, где американцы пока располагают крупнейшим аэродромом к северу от Афганистана. Киргизское руководство отказывается продлевать договор аренды с Вашингтоном, и в этом случае он закончится как раз в июле 2014 года, когда вывод войск из Афганистана будет в самом разгаре. Во время своего визита в марте министр обороны Леон Панетта дал понять киргизам, что этот аэродром является "исключительно важным" для вывода американских войск.

Еще больше обхаживают американцы соседний Узбекистан. У пограничного моста через Аму-Дарью на юге страны заканчивается единственная действующая железнодорожная ветка в Афганистане. Она начинается в расположенном в 70 километрах Мазари-Шарифе и ведет к речному порту Хайратон. По этому маршруту оружие и техника могут доставляться в Узбекистан и переправляться дальше в Россию. Естественно, что в этом случает придется несколько раз делать перегрузку.

Но в Ташкенте сидит человек, который вот уже 20 лет правит своей страной при помощи кнута – Ислам Каримов. Соединенные Штаты до 2005 года имели в Узбекистане свою военно-воздушную базу. Но затем Каримов подавил в крови восстание в крупном городе Андижане, после чего Вашингтон заморозил отношения с этой страной, а Каримов дал указание закрыть авиабазу.

Но все это теперь, кажется, уже забыто, и американцы неожиданно обнаружили в себе любовь к Узбекистану. Президент Барак Обама несколько раз говорил по телефону с Каримовым, его специальный представитель по Афганистану Марк Гроссман (Mark Grossman) побывал в этой стране, и то же самое, естественно, сделала госсекретарь Хиллари Клинтон. Она пообещала Каримову убрать торговые барьеры, а после встречи с ним объявила о том, что Узбекистан добился прогресса в области уважения прав человека.

Вряд ли подобного рода утверждения имеют какое-то отношение к истинному положению дел. Ситуация в стране продолжает оставаться напряженной, утверждают представители правозащитной организации Freedom House. Что касается политических свобод для 28 миллионов граждан, то Узбекистан принадлежит к числу "худших государств", а правящий в стране режим вряд ли лучше правления Талибана в Афганистане до интервенции США в 2001 году, отмечают эксперты Freedom House.

Тем не мене Сенат США поспешил вновь выделить средства для помощи в закупке вооружений узбеками. Американцы могут при выводе войск из Афганистана передать Каримову кое-какие виды военной техники: бронетранспортеры, стрелковое оружие, миноискатели, навигационные приборы и, возможно, даже беспилотники.

Это уже вызывает беспокойство у России, которая считает Узбекистан особенно ненадежным партнером, а также Пекина, на что было указано одним высокопоставленным военным в Москве, который пришел к такому выводу после встреч со своими китайскими коллегами. Обе страны опасаются того, что ситуация в Центральной Азии после вывода западных войск из Афганистана ухудшится, и религиозные фанатики станут более активно проникать из Гиндукуша на территорию таких стран как Узбекистан, Киргизия и Казахстан.

Создавая воздушный мост между Афганистаном в российским Ульяновском американцы обходят стороной нелюбимую ими империю Каримова, но, тем не менее, часть своего оборудования они все равно вынуждены будут направлять через Узбекистан. Дело в том, что перевозка по воздуху обходится дорого и ее возможности ограничены: за каждый полет в Мазари-Шариф и обратно взятых в аренду и  базирующихся в Лейпциге транспортников Антонов бундесвер платит 420 000 евро.

Что касается Ульяновска, то американцы еще должны обсудить с Москвой многочисленные детали. Кремль, несомненно, всеми способами пытается убедить общественность в том, что он, предоставляя эту базу, не открывает таким образом американцам и НАТО все двери.

Когда стали известны планы создания этого транспортного узла, на улицах этого города на Волге появились граффити. "Нет военным базам НАТО в Ульяновске", - было написано на стенах домов и заборах. Руководство Коммунистической партии говорит уже об "оккупации", а в интернете можно найти немало критических высказываний на этот счет. Российского министра обороны называют "предателем номер один", так как он дал согласие на то, чтобы войска НАТО могли действовать в глубине страны.

В течение многих лет Кремль подпитывал истерию против НАТО. Теперь он вынужден приглушить недовольные голоса. Организация опорного пункта НАТО в Ульяновске "отвечает интересам безопасности России", заверяет министр обороны Анатолий Сердюков. А ответственный за оборонно-промышленный комплекс вице-премьер Дмитрий Рогозин низвел эту проблему до самого низкого уровня: он не думает, "что транспортировка натовской туалетной бумаги является предательством родины".

Русские теперь пытаются придать запланированному воздушному мосту НАТО коммерческую окраску. Формально за его организацию будет отвечать не Министерство обороны, а Министерство транспорта. Но для американцев и этот маршрут не является оптимальным. "В идеальном мире я предпочел бы быть более независимым от России, - подчеркнул Эндрю Качинс (Andrew Kuchins) из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований. – Но какие у нас есть еще варианты?"

Только бундесвер пока делает вид, что все эти дебаты не производят на него никакого впечатления. Представители немецкого военного ведомства еще раньше заключили с русскими отдельный договор о транзите, и он "великолепно функционирует", утверждает бригадный генерал и военный атташе в Москве Райнер Швальб (Rainer Schwalb). Немцы в прошлом году осуществили около 270 полетов через территорию России – солдат на самолетах Airbus доставляют в узбекский город Термез, а что касается военных грузов, то они с помощью самолетов Transall C-160 в составе двух немецких авиационных полков доставляются в Мазари-Шариф, а затем они следуют дальше с промежуточной посадкой в российском Краснодаре.

 Немцы могут даже транспортировать через территорию России оружие. Американцам пока этого делать не разрешают, и этот запрет относится также к городу Ленина Ульяновску. Но если часть вооружений останется в Афганистане или в Центральной Азии, то такой вариант даже русских не особенно устраивает.

Оригинал публикации: Gute Heimreise!

Чтобы оставить комментарий Вам надо зарегистрироваться на сайте

Мы ВКонтакте

 

Сайты


Статистика

Посетители
721
Материалы
2021
Количество просмотров материалов
10206749

Интернет Ресурсы